Цель объединения асеан. Страны-участники асеан: список

Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН уставными целями Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Для этого Устав должен быть ратифицирован всеми странами-членами Ассоциации.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору

Политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

ЦЕЛИ АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

Установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

Ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

ЗАДАЧИ : создание ТС в рамках соглашений о преференциальной торговле, совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-пр-лей тех или иных видов Т.

В 1992 г. на саммите в Сингапуре - решение о формировании ЗСТ . Стратегическая цель - повышение к/сп стран-членов на основе устран торговых барьеров, роста привлекательности гос-ств для зарубежных инвестиций , достижение эконом стабильности в регионе.

Основные направления:

Сокращение ставок пошлин до 0-5% на промышленную и с/х продукцию, за искл продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии ;

Введение общего эфф-ного преференц-ного тарифа; гармонизацию нац стандартов в соответ с м/н нормами;

Ликвидацию кол-ных ограничений во взаимной торговле пром Т;

Введение принципа взаимного признания в отнош сертификатов кач-ва;

Соглашение о формировании инвестиционной зоны - 7 окт 1998 г. Цель - формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.


У АСЕАН есть договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея, в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. ОНИ НЕ ВХОДЯТ В АСЕАН просто к договору эдд.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г . в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны - текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время - Сингапур).

В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС, которые проводят совместные учения.

НАПРАВЛЕНИЯ :

1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия .

3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС).

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН.

Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются:

1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности;

2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт ЦЕНТР АСЕАН. Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); Финансовый фонд диалогового сотру. РФ И АСЕАН

3)Облицовочная плитка одинакового качества стоит в России 5 д.е., на Украине - 3 д.е. и в Молдавии - 2,6 д.е. Россия вводит 100 %-ный импортный тариф на ввоз плитки из Украины и Молдавии.

а) Будет ли Россия продолжать импортировать плитку?

б) Если после этого Россия и Украина создадут таможенный союз, будет ли Россия сама производить плитку или импортировать?

Ответ:

а) Россия не будет импортировать плитку ни из одной из стран, так как это дороже производства внутри страны. Внутренняя цена составляет 5 д.е., а цена плитки из Украины с учетом тарифа - 6 д.е. (3 + 3), из Молдавии - 5,2 д.е. (2,6 + 2,6).

б) После создания таможенного союза следует ожидать хотя бы частичный импорт плитки из Украины.

Во второй половине ХХ века на планете начали преобладать тенденции к глобализации и интеграции национальных экономик. В период после Второй мировой войны в мире был создан ряд региональных межправительственных организаций. Одной из них стала формация АСЕАН. Страны Азии, входящие в ее состав, имеют ряд отличий в политическом, экономическом и культурном плане. Но все они объединились с целью взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего в валютно-финансовой, торговой и военной сфере.

Когда была образована Ассоциация государств Юго-Восточной Азии? Какова структура и главные цели деятельности данной организации? Какими ключевыми особенностями отличаются экономики стран-участников АСЕАН? Обо всем этом пойдет речь в нашей статье.

Краткий экскурс в историю. Создание АСЕАН

«Москва не сразу строилась», как говорится в одной известной песне. То же самое можно сказать и об этой международной организации. В регионе ей предшествовал военно-политический блок СЕАТО, а также альянс АСА (Филиппины, Малайзия, Таиланд). Но эти объединения оказались недолговечными по причине узости целей, поставленными перед ними. Государства Юго-Восточной Азии нуждались в более тесной и разноплановой интеграции.

8 августа 1967 года министры иностранных дел из пяти государств встретились в городе Бангкоке и подписали так называемую Декларацию АСЕАН. Страны-участники этой встречи (а это Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Филиппины) образовали костяк будущей организации. Именно этот день считается датой образования АСЕАН, а пять министров - отцами-основателями ассоциации. В дальнейшем состав АСЕАН увеличился ровно вдвое.

У создателей организации было два основных мотива:

  1. Стремление к экономическому возрождению и развитию.
  2. Желание дистанцироваться от ведущих держав мира, выйти из сферы их политического влияния.

Сокращенная аббревиатура организации происходит от первых букв ее официального названия. Полностью оно звучит так: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (в оригинале - A ssociation of S outh-E ast A sian N ations).

АСЕАН: общие сведения об организации

Штаб-квартира АСЕАН расположена в Джакарте (Индонезия). Генеральным секретарем (на 2017 год) организации является представитель Таиланда Сурин Питсуван.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии обладает огромными запасами различных природных ресурсов (минеральных, энергетических, водных, лесных). Кроме того, группировка занимает крайне выгодное географическое положение - на пересечении важных морских торговых путей. Эти два фактора способствуют развитию международной организации и углублению отношений между ее членами.

В то же время страны, входящие в АСЕАН, довольно сильно отличаются друг от друга в экономическом развитии, особенностях политического устройства, уровне жизни населения, культурных и религиозных традициях. Все это существенно тормозит интеграционные процессы внутри организации.

Состав АСЕАН

Мы уже назвали пятерку стран-основателей организации. Первое пополнение ее состава произошло лишь спустя 17 лет. Крохотный султанат Бруней, получивший независимость в 1984 году, сразу же стал членом АСЕАН. Вьетнам стал следующей страной, присоединившейся к этой международной группировке. Это случилось в 1995 году. Двумя годами позднее Ассоциация пополнилась еще парой новых членов - Лаосом и Мьянмой. В 1999-м к организации присоединилась Камбоджа.

Таким образом, страны-участники АСЕАН - это практически все государства Юго-Восточной Азии. За исключением лишь Восточного Тимора. Однако в 2011 году правительство этого маленького государства подало заявку на членство в организации. Поэтому вполне возможно, что в ближайшие годы регион Юго-Восточной Азии будет в полном составе представлен в Ассоциации. Пока же заявка Восточного Тимора «зависла» на стадии рассмотрения.

Таким образом, страны, входящие в АСЕАН на сегодняшний день, - это:

  • Индонезия.
  • Камбоджа.
  • Вьетнам.
  • Таиланд.
  • Мьянма.
  • Лаос.
  • Малайзия.
  • Бруней.
  • Сингапур.
  • Филиппины.

Основные цели работы организации

Еще в 1977 году вступило в силу соглашение, значительно упрощающее торговые связи между странами-участницами организации. В 1992 году в пределах АСЕАН была создана специальная региональная зона свободной торговли. По мнению многих экспертов, это событие стало главным достижением в работе Ассоциации. Еще одна важная победа АСЕАН - это подписание договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в пределах стран организации.

На сегодняшний день Ассоциация стран Юго-Восточной Азии ставит перед собой ряд важнейших задач. Среди них:

  • интенсификация экономического роста и социального прогресса государств в регионе;
  • укрепление стабильности и мира в странах Юго-Восточной Азии;
  • активное сотрудничество стран-участниц в сфере культуры, образования и науки;
  • поиск более эффективных способов ведения сельского хозяйства;
  • увеличение объемов региональной торговли между странами АСЕАН;
  • установление и налаживание прочных и выгодных связей с прочими странами и межправительственными организациями.

Структура АСЕАН

Наивысший структурный орган в АСЕАН - саммит лидеров стран-участниц. Он проходит каждые два года и длится три дня. Кроме этого, ежегодно осуществляются встречи и совещания министров финансов государств, входящих в организацию.

Всеми делами и насущными вопросами Ассоциации занимается постоянно действующий комитет, в состав которого входит министр иностранных дел председательствующей страны, а также послы остальных государств-участников организации. Председательствующая страна меняется каждый год, в соответствии с алфавитным порядком названий государств (на английском языке).

Помимо всего этого, в рамках АСЕАН ведется постоянная работа в 11 комитетах и 122 рабочих группах. Ежегодно Ассоциация организует и успешно проводит около 300 различных мероприятий.

Юридической базой организации выступает пакет из трех документов. Это Декларация от 8 августа 1967 года, так называемый Балийский договор (1976 год), а также Устав АСЕАН, подписанный в Сингапуре в 2007 году.

Страны АСЕАН: Филиппины

Филиппины - островное государство в Тихом океане, состоящее из более чем семи тысяч островов. Индекс человеческого развития (далее - ИЧР) средний (117-е место в мире). Страна является членом АСЕАН с 1967 года, с момента основания данной международной организации.

Филиппины - президентская республика с динамично развивающейся рыночной экономикой. Это аграрно-индустриальная страна с довольно развитой химической, текстильной, фармацевтической промышленностью, а также сельским хозяйством. Главные статьи экспорта Филиппин: бананы, ананасы, рис, кокосы. Страна вкладывает немалые деньги в развитие науки, в частности - агрономии, садоводства, медицины и педиатрии.

Индонезия

Индонезия - самое большое на планете островное государство, состоящее примерно из 13 тысяч островов. ИЧР средний (110-е место в мире).

Индонезия - аграрно-индустриальная страна, в которой наиболее развиты горнодобывающая отрасль, нефтепереработка и сельское хозяйство. На экспорт здесь выращивают рис, маниоку и сладкий картофель. Немалые доходы в национальный бюджет приносит и туризм. Несмотря на рыночный характер индонезийской экономики, роль государства в ней довольно велика и значима. В частности, государству здесь принадлежит более сотни крупных предприятий. Правительство также регулирует ценообразование в стране.

Таиланд

Таиланд - государство, расположенное на полуостровах Индокитай и Малакка. ИЧР высокий (89-е место в мире). Государство является членом АСЕАН с 1967 года и одним из его учредителей.

Таиланд - конституционная монархия. Это аграрно-индустриальная страна с развитой электроникой, сельским хозяйством и легкой промышленностью. Огромные доходы стране приносит туризм.

Сингапур

Сингапур - крошечное государство-город на южной оконечности Малаккского полуострова. Уникальная страна с бесплатным образованием, огромными налогами на автомобили и полным отсутствием налогообложения для IT-сферы. ИЧР очень высокий (11-е место в мире). Объем ВВП на душу населения - 51 600 долларов. Членом АСЕАН Сингапур является с 1967 года.

Сингапур - одно из богатейших и самых успешных государств во всем мире. За каких-то 30 лет страна совершила огромный скачок в своем развитии, во многом благодаря крайне выгодному географическому положению и умелому распоряжению финансовыми средствами. Здесь наиболее развита электроника, сфера услуг, судостроение и биотехнологии.

Малайзия

Малайзия - еще один «азиатский тигр», страна, добившаяся во второй половине ХХ века фантастических экономических успехов. ИЧР в государстве высокий (59-е место в мире).

Нынешняя Малайзия - государство с очень гибкой и динамично развивающейся экономикой. Автором «малазийского чуда» называют бывшего премьер-министра страны Махатхира Мохамада. Недра Малайзии чрезвычайно богаты нефтегазовыми ресурсами, оловом и прочими металлами. Тем не менее страна делает ставку на развитие электроники и туризма.

Бруней

Бруней - маленькое государство на берегу острова Калимантан, в котором проживает всего 400 тысяч человек. ИЧР очень высокий (31-е место в мире). Объем ВВП на душу населения составляет 71 759 долларов. Членом АСЕАН Бруней стал в 1984 году.

«Исламский Диснейленд» - так именуют эту страну за ее богатство и зажиточность. Виной тому - огромные запасы нефти и газа. Благодаря их добыче и экспорту государство может похвастаться одним из ведущих мест в Азии по уровню жизни своих граждан. Впрочем, никакие другие отрасли экономики в Брунее практически не развиваются.

Вьетнам

Вьетнам - государство на восточном побережье полуострова Индокитай. ИЧР средний (116-е место в мире). В 1995 году Вьетнам присоединился к организации АСЕАН.

Вьетнам - одна из немногих стран Азии, которая долгое время пыталась сохранить коммунистическую модель ведения хозяйства. Это государство до сих пор приходит в себя после затяжной войны, длившейся с 1962 по 1975 год. Вьетнам - аграрная страна с отсталой экономикой. Основные статьи ее экспорта: текстиль, морепродукты, обувь, изделия из пластика, а также мобильные устройства и аксессуары.

Лаос, Мьянма и Камбоджа

Лаос, Мьянма и Камбоджа - тройка беднейших государств в составе АСЕАН. Объем ВВП на душу населения в этих странах не превышает 2000 долларов. По индексу ИЧР они находятся на 138-м, 149-м и 143-м местах соответственно.

Лаос, Камбоджа и Мьянма - аграрные страны с довольно отсталыми экономиками. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве (в Лаосе - до 80 %!). Одним из главных факторов, сдерживающих развитие экономик этих трех государств Юго-Восточной Азии, является практически полное отсутствие инфраструктуры.

Лаос - крупнейший в Азии производитель опиума и героина. В 2015 году общая площадь плантаций опиумного мака в этой стране составляла свыше 5000 га. А вот в Камбодже достаточно неплохо развит туризм. Путешественников в эту далекую страну привлекают первоклассные пляжи, мягкий климат, низкие цены, вкусная кухня и местная экзотика.

В заключение…

АСЕАН - это та организация, которая сыграла немалую роль в экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии. За несколько десятилетий этот регион превратился из откровенно отсталого в один из самых передовых. Еще одна заслуга АСЕАН состоит в значительном уменьшении локальных вооруженных конфликтов и споров в этой части планеты.

Одной из главных задач в работе организации на ближайшее будущее является постепенное преодоление глубокого разрыва в экономическом развитии между ее членами.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - крупнейшая межгосударственная политико-экономическая организация региона. В её задачи входит решение множества вопросов в различных сферах деятельности на межправительственном уровне. В то же время за годы своего существования организация значительно трансформировалась и претерпела изменения. Давайте определим, что представляет собой Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и выясним причины её создания.

Предыстория создания

Прежде всего давайте остановимся на событиях, которые предшествовали образованию АСЕАН.

Предпосылки для интеграции стран в регионе стали появляться ещё после окончания Второй мировой войны и получения ими независимости. Но первоначально эти процессы носили скорее военно-политический, а не экономический характер. Это было связано с тем, что бывшие метрополии, хотя и предоставили своим колониям независимость, но в то же время старались не утратить политического влияния в регионе и не допустить установления коммунистических режимов на территории Индокитая.

Итогом этих стремлений стало возникновение в 1955-1956 г. военно-политического блока СЕАТО, который предусматривал обеспечение коллективной защиты в регионе. В организацию входили следующие государства: Таиланд, страна Филиппины, Пакистан, Австралия, США, Франция, Великобритания. Кроме того, с блоком тесно сотрудничали Республика Корея и Республика Вьетнам. Но данный военно-политический союз просуществовал недолго. Вначале из него вышел ряд стран, а в 1977 году он был окончательно упразднен. Причиной стала все меньшая заинтересованность бывших метрополий в делах региона, поражение США в войне в Индокитае, а также установление коммунистических режимов в ряде государств.

Стало понятно, что объединение на военно-политической основе недолговечно и носит сиюминутный характер. Страны региона нуждались в более тесной экономической интеграции.

Начальные шаги на пути к этому были сделаны в 1961 году, когда образовалась организация ASA. В неё входили государство Филиппины, федерация Малайзия и Таиланд. Но все-таки изначально этот носил вторичное значение по отношению к СЕАТО.

Образование АСЕАН

Руководство стран ASA и других государств региона понимало, что экономическое сотрудничество должно расширяться как территориально, так и качественно. С этой целью в 1967 году в Бангкоке был подписан договор, получивший название Декларация АСЕАН. Подписантами её являлись, кроме представителей стран ASA, уполномоченные делегаты, представляющие государство Сингапур и Индонезию. Именно эти пять стран стояли у истоков АСЕАН.

Считается моментом, с которого стала функционировать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Цели организации

Настало время выяснить, какие цели на момент своего образования преследовала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Они были сформулированы в указанной выше Декларации АСЕАН.

Главными целями организации являлось форсирование динамики экономического развития её членов, интеграция между ними и взаимодействие в различных сферах деятельности, установление мира в регионе, увеличение торгового оборота внутри Ассоциации.

Каждая из этих целей была направлена на достижение глобальной идеи - установление благоденствия в регионе.

Члены АСЕАН

К настоящему времени 10 стран включает в себя Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Состав организации сформирован из следующих членов:

  • государство Таиланд;
  • федерация Малайзия;
  • страна Филиппины;
  • страна Индонезия;
  • город-государство Сингапур;
  • султанат Бруней;
  • Вьетнам (СРВ);
  • Лаос (ЛНДР);
  • Союз Мьянма;
  • Камбоджа.

Первые пять из указанных стран были основателями АСЕАН. Остальные вливались в организацию на протяжении истории её развития.

Расширение АСЕАН

Султанат Бруней, Вьетнам, страна Лаос, Мьянма и Камбоджа были включены в состав АСЕАН в последующие годы. Государства региона все больше втягивались во взаимную интеграцию.

Государство Бруней стало первой страной региона, которая присоединилась к пятерым учредителям АСЕАН. Это случилось в 1984 году, то есть почти сразу, как только страна получила независимость от Великобритании.

Но присоединение Брунея носило одиночный характер. В середине - второй половине 90-х годов сразу несколько стран вступило в АСЕАН, а это уже свидетельствовало об определенной тенденции и престижности членства в организации.

В 1995 году членом АСЕАН стал Вьетнам - страна, управление в которой было основано на марксисткой идеологии. Нужно отметить, что до этого в АСЕАН входили только страны, которые за основу развития брали западную модель. Вхождение в организацию коммунистического государства свидетельствовало об углублении интеграционных процессов в регионе и о приоритете экономического сотрудничества над политическими разногласиями.

В 1997 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии пополнилась сразу двумя членами. Ими стали Лаос и Мьянма. Первая из них также является страной, выбравшей коммунистический тип развития.

Тогда же в организацию должна была вступить Камбоджа, но из-за политических неурядиц это было отложено на 1999 год. Впрочем, в 1999-м все прошло гладко, и государство стало десятым членом АСЕАН.

Положение наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и ДР Восточный Тимор. Кроме того, в 2011 году Восточный Тимор подал официальную заявку на полноправное членство в организации. Пока эта заявка находится на рассмотрении.

Органы управления

Давайте рассмотрим структуру управления АСЕАН.

Высшим органом Ассоциации является саммит глав государств, входящих в неё. С 2001 года он проводится ежегодно, а до того времени встречи организовывали один раз в три года. Кроме того, сотрудничество проходит в формате совещаний представителей министерств иностранных дел стран-участников. Они также проводятся ежегодно. В последнее время все чаще стали проходить совещания и представителей других министерств, в частности сельского хозяйства и экономики.

Текущее руководство делами АСЕАН возложено на Секретариат организации, расположенный в столице Индонезии Джакарте. Главой этого органа является Кроме того, АСЕАН насчитывает почти три десятка профильных комитетов и более сотни рабочих групп.

Деятельность АСЕАН

Рассмотрим данной организации.

В настоящее время основополагающим документом, который берется за основу при определении общего стратегического развития организации и взаимоотношений внутри неё, является договор, подписанный в Бали делегатами стран-участниц.

С 1977 года стало действовать соглашение по упрощенной торговле между государствами региона. Интеграция стран Юго-Восточной Азии в экономике была закреплена в 1992 году созданием региональной зоны получившей название АФТА. Многими экспертами именно это считается главным достижением АСЕАН. На данном этапе Ассоциация, как субъект международного права, работает над заключением договоров о свободной торговле с Китаем, Индией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и рядом других стран.

В начале 90-х годов особенно значимой стала угроза экономического и политического доминирования Соединенных Штатов в регионе. Этому постаралась препятствовать Малайзия. Страна предложила создать Совет, в который бы, кроме государств АСЕАН, входили КНР, Республика Корея и Япония. Эта организация должна была защищать региональные интересы. Но проект не удалось воплотить в жизнь, так как он встретил упорное сопротивление со стороны США и Японии.

Впрочем, Китай, Корею и Японию все-таки удалось привлечь к деятельности Ассоциации. С этой целью была создана в 1997 году организация "АСЕАН плюс три".

Ещё одной важной программой является задача обеспечения безопасности и политической стабильности в регионе. С 1994 года начал работать форум по вопросам безопасности, получивший название АРФ. Тем не мене, члены организации не захотели превращать АСЕАН в военный блок. В 1995 году они подписали соглашение, которое признавало Юго-Восточную Азию регионом, свободным от ядерного оружия.

В рамках организации также активно решаются вопросы по проблемам окружающей среды.

Перспективы развития

Дальнейшая экономическая интеграция государств региона, а также углубление сотрудничества с другими странами АТР является приоритетом деятельности АСЕАН в будущем. Данную программу призвано реализовать Единое сообщество АСЕАН, основанное в 2015 году.

Ещё одна задача организации на ближайшее время - преодоление разрыва в экономическом развитии между её членами. Таиланд, страна Сингапур и Малайзия в экономическом плане на сегодняшний день опережают другие государства региона. К 2020 году планируется в значительной мере сократить этот разрыв.

Значение организации

Значение АСЕАН для развития стран Юго-Восточной Азии очень велико. С момента возникновения Ассоциации один из самых отсталых регионов Азии влился в число передовых не только на континенте, но и в мире. Кроме того, значительно уменьшилось количество вооруженных конфликтов в регионе. Развитие экономических связей между членами Ассоциации способствует их процветанию.

В планах организации - достижение ещё более значимых вершин.

  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.

    В настоящее время, одной из самых перспективных группировок в развивающемся мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая объединяет 10 динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве - Сингапур, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянму, Лаос и Камбоджу. 8 августа 1967 года Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, предварительно урегулировав наиболее острые взаимные политические противоречия, подписали в Бангкоке декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) первоначально представляла собой военный блок, который был направлен на координацию усилий государств региона «против подрывной коммунистической деятельности». Однако нужно отметить, что данная ассоциация довольно быстро превратилась из антикоммунистической коалиции пяти развивающихся стран мира во влиятельного игрока в региональном и мировом масштабе. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы, которые изложены в официальных документах ассоциации. На данный момент, основными целями и задачами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии являются:

    1. Ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных усилий в духе равноправия и партнерства в целях укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества государств юго-Восточной Азии;

    2. Содействие установлению мира и стабильности в регионе посредством уважения, справедливости и законности в отношениях между странами региона и соблюдению принципов Устава организации Объединенных Наций;

    3. Поддержание взаимовыгодного сотрудничества по вопросам общих интересов в экономической, социальной, культурной, научно-технической и административной областях;

    4. Оказание друг другу помощи в виде учебных и исследовательских центров, образовательных, профессиональных, технических и административных сфер;

    5. Эффективное сотрудничество в областях сельского хозяйства и промышленности для расширения взаимной торговли, включая изучение проблем международной торговли, совершенствование транспортных и коммуникационных возможностей и повышение уровня жизни народов региона;

    6. Поддержание тесного и взаимовыгодного сотрудничества с существующими международными и региональными организациями, имеющими аналогичные цели и задачи, и исследование возможностей для еще более тесного сотрудничества с данными организациями. В отношениях друг с другом страны-члены АСЕАН приняли следующие основополагающие принципы, содержащиеся в Уставе организации (взаимное уважение независимости, суверенитета, невмешательство во внутренние дела друг друга, содействие укреплению мира в регионе, поддержка международного права и прав человека, социальной справедливости, развитие дружественных внешних связей с ООН, оказание взаимопомощи, в случае ЧС).

    Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств), который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступает Координирующий совет АСЕАН, который состоит из министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия. В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается лидерами стран-членов АСЕАН сроком на 5 лет. В 2013 – 2017 гг. этот пост занимает бывший заместитель Министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь. В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постоянного представителя в ранге посла.

    Естествознание