Одним из основателей аналитической философии считают. Аналитическая философия рассела

Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики, математики и физики не смогли не изменить содержания философствования. Более того, эти изменения оказались впечатляющими.

Аналитическая философия - это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Основанием для этого явились, во-первых, трудности, с которыми имели математики в начале ХХ века (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями справиться не удавалось. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики, в которую входит логика, и некоторый искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел , пришли к выводу, что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала ХХ века. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отражения всего этого. Таким образом, ясность философии связывалась, прежде всего, с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей, чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фактах.

Англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были первыми, кто поставил в цент философского анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык.

Таким образом, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

Немецкий математик Готтлоб Фреге был одним из многочисленных исследователей, стремившихся средствами логики совершенствовать математику особенно математическое доказательство, которое изобиловало различного рода парадоксами и противоречиями. Но в подходе Фреге была одна важнейшая особенность: согласно его интуиции, следовало существенно развивать саму логику, создать формализованный язык, который служил бы достойной заменой естественного языка с его многочисленными недостатками. Согласно Фреге, тогдашняя формальная логика и естественный язык страдали одним и тем же недостатком- допущением, что все предложения имеют субъект-предикатную форму. В сложных предложениях разделение на субъект и предикат было затруднительно. Выход из ситуации Фреге увидел в различении аргумента и функции и вводит также функциональные выражения второго порядка: «все», «никто», «некоторые», которые требуют введения в логику переменных. Изобретения Фреге буквально преобразили логику, которая получила доступ не только к математике и различного рода формализованным языкам, но и к естественному языку, а значит и к философии Философы ХХ века.-М., 1999.- С.431..

Английский логик и математик Бертран Рассел был убежден, что новая логика позволит более адекватно, чем ранее найти окончательные философские истины, обнаружить природу основных элементов реальности, которые не сводятся к фикциям идеалистов (Лейбница, Гегеля, Брэдли).

Рассел руководствовался тремя идеями. Во-первых, здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений того, что может быть истинным или ложным, а это - задача логики. Во-вторых, знание наиболее достоверным образом дано нам непосредственно, прежде всего в чувственных данных. Редукция к предельным элементам реальности позволяет избегать ложных представлений. В-третьих он использовал свой вариант приема, называемого им «бритвой Оккама»: предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимых в терминах чего-либо еще. Для Рассела философия совпадает с наукой, не имеющей ничего общего со старой одурманивающей метафизикой.

Кульминацией первого этапа развития аналитической философии явились книга кембриджского философа Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат», где автор еще более настойчиво, чем Рассел, концентрирует свое внимание на языке.

Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие:

Мысль выражается в языке, а значит, именно язык есть граница мышления.

Есть только один мир - мир фактов, событий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложения).

Смысл предложения выражает событие.

Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

Высшее невыразимо (имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами.

То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно. Обо всем остальном, например, мистическом лучше молчать.

Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

Цель философии - не особые философские предложения, а логические прояснения языка. Поэтому философия не особое учение, а деятельность по прояснению языка Аналитическая философия: Избранные тексты.-М., 1993.-С.113..

Развитие философской мысли привело к совершенствованию речи. Лингвисты европейских государств (также некоторые американские представители) углубились в исследование языковых оборотов. Аналитическая философия сделала метаязык инструментом всеобщего пользования, доступным и понятным для каждого желающего, не зависимо от образования, познать науку. Когда конкретно произошел такой общекультурный переворот невозможно определить, так как процесс захватил многие десятилетия ХХ века. Начало второй мировой войны стало решающим фактором перехода течения на новый уровень. Из кризисов, нововведений направления сложилась история полноценного языкового массива.

Философия аналитики, ранний этап, представители

Говоря об аналитической философии, первостепенно следует разобраться в ее сущности. Она представляет собой лидирующее направление философии англоязычных интеллектуальных сообществ XIX – ХХ веков, которое доминирует над остальными лингвистическим течениями, объединяет их, в решении поставленных задач учит пользоваться точностью, строгостью, здравым смыслом.

Представители направления отличаются сдержанностью к абстрактности, обобщенности, секуляризации понятиями. Главным козырем философов ыступает разумная аргументация. Язык служит для них не только вспомогательным средством изучения, но и сам является предметом исследования.

Колоссальное значение приобрело стремление аналитиков устранить из языковых оборотов форм, приводящих к заблуждению философских выводов, спутанности рассуждений. С помощью сопоставления логики и грамматики предложений, синтаксической точности адепты достигали нужного результата.

Благодаря масштабности аналитическая философия, объединяющая под своим началом научное многообразие, стала претендовать на методологию всего исследовательского познания.

Анализ в философии приобрел роль влиятельного инструмента. Он преломил интеллектуальное сознание общества, направил человечество на путь научно-технического прогресса, осуществил революцию философского мышления. Одновременно с этим, адепты лингвистического и логического видов анализа, отражающих настроения умов, отрицают главенство какой-либо из наук, опираются на обыденный язык и естественный подход к жизни.

Свои корни аналитическая философия пускает в античность. Аристотель отображал начальные идеи современных аналитиков. Позже философствование также содержало в себе задатки аналитического подхода. Все последующие философы-аналитики стали предшественниками направления: Лейбниц, Юм, Декарт, Беркли, Локк, Гоббс, Брентано.

Идеологом совершенствования языка выступил Хайдеггер. Философ полагал, что предназначение философской науки заключается в приближении к максимальной адекватности передачи мысли посредством языка.

Яркими первыми представителями выступили Рассел, Рамсей, Фреге, Витгенштейн. Они углубились в детализированный языковый анализ, стали основоположниками знаний для сопутствующих наук.

Сторонником метаэтического подхода был грузинский философ Мамардашвили, который предлагал строить этические суждения, основываясь исключительно на жизненном опыте.

Членов «Венского кружка» тоже считают приверженцами аналитического философствования. Несмотря на разность мнений, они преследовали единый принцип – философский анализ научного языка, критическое восприятие наличных знаний. Сущность принципа заключалась в понимании имеющихся познаний, как общности человеческих ощущений. Для подтверждения данной формулировки адепты предлагали свести знание к ощущениям.

Аналитическая этика или метаэтика

С развитием общества рано или поздно этический вопрос философии, поднимаемый Аристотелем, Кантом, снова должен был стать на повестку дня. Если раньше этика выглядела абстрактно, не имела четких определений и правил, то философы-аналитики посмотрели на нее присущим им логическим взглядом.

Морально-этическая проблема, долгое время игнорируемая сторонниками , заняла центральное место в аналитической философии. Именно благодаря ей направление называют метаэтикой. Гуссерль считает, что европейский общественный кризис связан именно с отстранением человека от этических ценностей.

Метаэтика, анализирующая обыденный язык, имеет два подхода к восприятию морально-этических фраз: когнитивный (познавательный), не когнитивный (субъективно-эмоциональный). Когнитивный подход более распространен и востребован. Этика ценностей, справедливости была ключевой идеей представителей направления. Но со временем метаэтика отдалилась от нее, трансформировалась в обширное течение, лишь отдаленно по своим концепциям напоминающее первоисточник. Современная метаэтика похожа на первозданную только аналитической манерой образа мысли: отсутствием расплывчатости, абстрактности изложения; четким определением ключевых фраз; стремлением к чистоте логических выводов.

Политическая сторона философии

Аналитические философы являлись приверженцами различных политических мнений. Будучи адептами философского познания, они не стеснялись совмещать свои научные убеждения с политической позицией, применяли на практике полученные исследовательски-аналитические знания с целью ликвидации политических соперников, критиковали исторически-сформировавшиеся государственные строи.

Этот всеобщий процесс можно назвать массовым применением логического анализа в корыстных целях. Такая «феноменальная вездесущность политики в философии» упраздняет само понятие «политической философии».

Религия глазами философов-аналитиков

Кратко говоря, многие из них были яростными атеистами. Всячески используя методологический анализ в политике, философы активно перевели его на религиозные верования. Оспаривая, критикуя, высмеивая церковные догматы, они стремились доказать нежизнеспособность веры, как таковой. Хотя сами тоже были верующими, только их божеством являлась наука. Некоторые сторонники аналитической философии считали религию наихудшим отпрыском метафизики. Другие обозначали совокупностью мистического познания, которое поддается языковому исследованию.

Настолько разнообразное использование аналитического философствования свидетельствует о его широкой применяемости в любой сфере жизнедеятельности.

Метафизика, как предмет споров

Изначально метафизика являлась для философов-аналитиков предметом отрицания: они не понимали ее принципы, отрицательно относились к ее назначению, считали абсурдными ее выводы и открытия. Метафизическая логика не сопоставлялась с аналитическим мышлением, так как была слабо доказуема. Она, как считали представители направления, основывалась на вымыслах ученых умов, бессмысленных нелепых умозаключениях. Позже аналитик Куайн выяснил, что обвинения в абсурдности метафизики опирались только на конкретные атомарные цитаты. Из чего следует - судить по отдельным отрывкам о науке в целом неразумно.

Аналитические философы пришли к выводу, что без некоторых интеллектуальных гипотез, универсалий невозможно составить лингвистические термины. Поэтому полное отрицание метафизических теорий делает проблематичной саму философию, а наука должна оставлять свободное место предположениям, приблизительности, которые со временем найдут естественное доказательство или станут подтверждением других законов.

Благодаря адептам аналитической философии была доказана уникальность метафизики, того же учения об атомах, ее открытия получили исследовательское одобрение научных кругов. После этого произошел синтез точности и приблизительности. Но аналитики предпочитают воздержаться от громких высказываний о постмодернистской метафизике, не совмещать ее с классическим учением. Предположение параллельности миров, их множественности, уникальность модели нашего мира философы-аналитики относят к атомарным теориям.

Аналитические методы философии, влияние на них Карнап

Эхо философов-сторонников метафизики подхватил аналитик Карнап.

Утверждение единственно верной математической точности, логичности представлялось ему ошибочным, практически невыполнимым. Но использование гуманитарного литературного языка для формулировки физических, математических понятий также показало свою недееспособность.

Исследовательское пространство нуждалось в радикально новом подходе. Карнап предложил массовое использование основного научного языка, выстроенного согласно установленным правилам. Философ предположил: «если какая-нибудь догма содержит понятие о сущности чего-либо, нужно признать ее верной, строить дальше логические выводы». Такой подход являлся разновидностью семантического , который имел два направления – общий, академический. Первый предполагал, что применение терминов сводится к простому словарному удобству общения между людьми, а стычки происходят в результате элементарной языковой недосказанности. Второй (Карнап был его сторонником) предполагал существование мирового идейного договора, «словарной основы», благодаря которой ученые всего мира могли бы беспроблемно общаться.

Витгенштейн – представитель аналитической философии

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн поддержал методику языкового анализа. Для этого он использовал дедуктивные, логические, математические приемы.

Витгенштиейн находит связь между суждениями и фактами именно в лингвистическом пространстве. Необходимо доскональное математически доказуемое изучение языка, а именно разделение бессмысленных и разумных выводов, которые покажут, совпадает ли изречение с действительностью. Для упрощения анализа необходимо выделять отдельные важные утверждения из общей массы, затем их уже сравнивать с фактом.

Из-за использования литературного обобщенного языка, термины смешиваются, создавая тем самым философские псевдопроблемы.

Поэтому главной задачей метода Людвига Витгенштейна является разделение сложных предложений на атомарные с последующим соотношением их с фактами. Последователи аналитика разработали процедуру анализа теоретических изъяснений, базовых утверждений. Базовые утверждения опирались на ощущения, результаты исследований. Из чего следует – наука обязана руководствоваться логическими, математическими истинами, а не эмпирическими догадками.

Философия ставит перед собой более глобальную цель – языковое совершенствование, установление запретов на определенные темы.

Противостояние метафизики и философии

Понятие «аналитической философии» родилось из методологии Рудольфа Рассела. Он считал мир совокупностью фактов, подтверждаемых высказываниями. Единичный факт создает представление о вторичном, так до бесконечности. Логические сущности фактов, как атомарные утверждения, заключают в себе всю научную значимость.

По мнению Рассела, взаимосвязь факта с высказыванием доказывает определение самого высказывания, как действительного факта.

Платон своими «универсальными идеями» повлиял на построение Расселом собственного аналитического метода. Его теория «логических атомов» продемонстрировала соотношение философии и науки.

Детище Рассела, аналитическая философия, открыла подлинное значение изречений, их скрытый смысл. Рассел полагал, что ясность знания, как основной цели философии, можно добиться не открытием новых терминов, а перестроением уже известных научных догматов, основанных на доказанных фактах. Любой метафизический принцип, не соответствующий известной фактической сущности является абсурдом, игрой слов.


О философии кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ. Все основное, самое главное: очень кратко про философию АНАЛИТИЧЕСКУЮ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В аналитической философии получила наиболее полное выражение тенденция философии XX в. - «поворот к языку». Логика и язык выдвигаются на самый передний план. В отличие от «классики», аналитическая философия видит в языке не просто средство передачи некоторого содержания, но и самостоятельный объект исследования. Аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований. Одним из этих оснований являются трудности, с которыми имели дело математики в начале XX века (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Выделяют несколько этапов развития аналитической философии.

Первый этап - «романтический» (Рассел, Шлик), который характеризуется безграничной уверенностью в возможностях нового метода анализа, в основе которого лежат достижения математической логики.

Второй этап отличается обращением к философско-лингвистическому анализу естественного языка (Дж. Э. Мур, Малкольм).

Третий этап - лингвистическая философия, опирающаяся на концепцию Людвига Витгенштейна о языковом значении как употреблении. Лингвистическая философия находила причину философских проблем в самой стихии естественного языка, которая порождает парадоксальные предложения и лингвистические «ловушки». Заблуждения устраняются путем прояснения и описания обычных способов употребления слов и выражений, введения в качестве критерия осмысленности требования возможности антитезы любому употребляемому слову. Начиная с 60-х гг. XX в. происходит сближение проблематики и исследовательских подходов лингвистической философии и ряда направлений лингвистики.

......................................................

Аналитическая философия охватывает многообразные философские теории, сложившиеся в XX в. и придерживающиеся аналитической традиции. Эта традиция утвердилась в Англии, США, Канаде, Австралии, затем получила распространение в Скандинавских странах и Нидерландах. Сейчас аналитическая философия энергично развивается во всем мире, включая и Россию.

Разные концепции аналитической философии существенно отличаются друг от друга, но им присущи некоторые общие моменты. Это, прежде всего, лингвистический поворот – переформулировка философских проблем как языковых проблем и их решение на основе анализа языковых выражений; акцентирование внимания на проблеме значения языковых выражений; использование различных методов анализа с целью превращения философии в достаточно строго аргументированное знание.

Формирование аналитической философии. Основоположниками аналитической философии являются английские философы Джорфи Мур (1873–1958) и Бертан Рассел (1872–1970), у которых можно найти зачатки почти всех форм анализа, применяемых в этой философии.

За исходные единицы анализа Рассел принимает высказывания естественного языка. Но он полагает, что форма этих высказываний, их двусмысленность и сложность скрывают их подлинное значение. Необходимо найти способ переформулировки высказываний об объектах, чье существование сомнительно, с заменой имен этих объектов на описание присущих данным объектам свойств. Аналитический метод имеет у Рассела позитивный смысл – с его помощью предполагается получить истинную информацию о том, что существует в мире.

Философия, пишет Рассел, в течение всей своей истории состояла из двух частей, не гармонировавших между собой. С одной стороны – теория о природе мира, с другой стороны – этические и политические учения. Неспособность четко разделять эти две стороны была источником большой путаницы. Философы, от Платона до современных, допускали, чтобы на их мнения о строении Вселенной влияло желание поучать. Рассел осуждает такую предубежденность как по моральным, так и по интеллектуальным соображениям. С точки зрения морали философ, использующий свои профессиональные способности для чего-либо, кроме беспристрастных поисков истины, по мнению Рассела, совершает предательство". Если он принимает еще до исследования, что некоторые убеждения – не важно, истинные они или ложные – способствуют хорошему поведению, он так ограничивает сферу философских рассуждений, что философия становится тривиальной. Истинный философ готов исследовать все предположения. Философы, сделавшие основным делом философии логический анализ, отвергают всякую предубежденность. Они откровенно признают, что человеческий интеллект не способен дать окончательные ответы на многие очень важные для человечества вопросы. Но они отказываются верить в существование некоторого "высшего" способа познания, с помощью которого можно открывать истины, скрытые от науки и разума. Привычка к тщательной правдивости, прививаемая аналитической философией, может быть распространена на все сферы человеческой деятельности.

Мур делает упор на возможности использования естественного языка для целей аргументации. Занимаясь этикой, он приходит к выводу, что трудности, с которыми сталкиваются философы, в значительной мере проистекают из неряшливого отношения к значениям используемых понятий, нечуткости к их зависимости от контекста, из попыток ставить вопросы без обоснования их правомерности и т.п.

Витгенштейн исходит из посылки о существовании связи (корреляции) между действительностью и логической структурой языка. Возможно, полагает Витгенштейн, создание аналитических средств, позволяющих отличить теоретически правомерные высказывания от логически абсурдных и бессмысленных. Одно из таких средств – схема идеального языка, дающего на основе выявления подлинной логической структуры языка единую формализованную модель человеческого знания. Витгенштейн апеллирует, таким образом, к корректировке естественного языка с помощью искусственного. В отличие от Рассела, верящего в прогресс философского знания, аналитические приемы нацелены у Витгенштейна не столько на позитивное решение проблем, сколько на освобождение от "мистического", в число которого попадает большая часть проблематики традиционной философии.

Позднее Витгенштейн отказывается, однако, от своей идеи совпадения структуры языка со структурой фактов. Теперь он рассматривает язык как набор инструментов, выполняющих коммуникативные функции и обслуживающих меняющиеся социальные цели. Предлагается новый вариант анализа, основанный на концепции "языковых игр". Задача анализа состоит в прояснении употреблений, или функций, выражений, описании тех инструментальных функций, которые они выполняют в каждом конкретном контексте и в различных формах жизни. Среди употреблений языка выделяются описания, оценки, нормы, выражения чувств (экспрессивы), внушения чувств (орективы) и др.

Как и ранее, Витгенштейн отвергает спекулятивную философию, по уже на другом основании – она неправомерно переносит правила одной языковой игры на другую: например, отождествляет оценки с описаниями или выражения чувств с их внушением. У философии, полагает Витгенштейн, только терапевтическая, а не познавательная роль – отсеять то, о чем что-то может быть сказано, от того, о чем говорить нельзя.

Иногда по этому поводу говорят, что Витгенштейн покончил с традиционной философией и показал, что такой вещи как философия, больше не существует, есть только философствование. Большинство основных философских вопросов были результатом лингвистических ошибок. Достаточно понять ошибку – и вопрос просто исчезает. А все оставшиеся вопросы просто не имеют ответа или, что было бы более правильным, не должны были вообще задаваться.

Современная аналитическая философия. Вслед за Витгенштейном многие представители аналитической философии исходят из идеи, что все знание о мире дают наука и здравый смысл; философия же занимается не установлением истин, а проясняющей терапевтической деятельностью по очищению языка от "систематически вводящих в заблуждение высказываний" (Г. Райл).

Американский философ Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) выдвинул тезис о "неопределенности радикального перевода", согласно которому предложение всегда может рассматриваться как значение не одной, а множества различных вещей. Наши высказывания о мире предстают перед судом чувственного опыта не по отдельности, а в виде системы, которая сталкивается с опытом только краями, и речь может идти только об оправдании всей системы. Анализ выступает как построение логически обоснованной теории, получающей свое оправдание с помощью практической эффективности системы.

Потребность в логическом моделировании естественного языка, возникшая с производством компьютерных систем, стимулировала разработку необходимой для этого формальной техники.

Современная аналитическая философия не может быть выделена но какому-либо содержательному базисному принципу. Ее связывает не приверженность какому-то одному "образцу знания", а стилевое родство. Главным предметом анализа выступает не столько язык, сколько философский вопрос о том, как язык "сцепляется" с мышлением и реальностью. Чаще всего под анализом понимается применение современной техники аргументации для определения посылок, установления смысловой и логической зависимости между высказываниями и т.п. Аналитические теории в целом следуют идеалу философии как рационально-теоретической деятельности, хотя и не отождествляют философию с наукой.

Некоторые американские аналитики (Р. Рорти, А. Данто и др.) подвергают сомнению сам образ "философии как науки" и оставляют для философии одну перспективу – "философии как литературы".

Литература