Аксаков иван сергеевич кто он биография. Аксаков Иван Сергеевич – краткая биография

Произведения на сайте Lib.ru

Ива́н Серге́евич Акса́ков (26 сентября [8 октября ] , Оренбургская губерния - 27 января [8 февраля ] , Москва) - русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения .

Биография

С 1842 года И. С. Аксаков не переставал писать стихи, появившиеся в 1886 году отдельным сборником, в виде приложения к газете «Русь», и напечатанные, кроме того, в приложении к обоим томам его переписки. Первым печатным стихотворением был «Колумб», помещенный в № 1 «Москвитянина » за 1845 год. В 1848 году была написана его лучшая поэма «Бродяга» (не закончена), в которой рассказывается о беглом крестьянине, ищущем лучшей жизни. Отрывки из неё напечатаны в «Московском сборнике» 1852 года и в № 10 «Паруса» за 1859 год. Эта поэма послужила поводом к отставке И. С. Аксакова в 1852 году. Выйдя в отставку с чином надворного советника , И. С. Аксаков переехал в Москву к отцу, где в то время сплотился кружок славянофилов , и решился посвятить себя журналистике, - с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями цензуры.

II том его «Московского сборника», этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей, кроме всего принёс И. С. Аксакову и запрещение когда бы то ни было быть издателем или редактором журнала. После этого в литературной деятельности его последовал значительный перерыв, которым он воспользовался для ознакомления с народным бытом в различных его формах и проявлениях. Так, в 1853 году он принял предложение Географического общества описать торговлю на украинских ярмарках . В конце 1853 года И. С. Аксаков отправился в Малороссию и провёл в разъездах по ней весь следующий год. Результатом этой поездки появилось в 1859 году обширное «Исследование о торговле на украинских ярмарках». Оно было встречено единодушными похвалами всей печати, а два учёных учреждения удостоили И. С. Аксакова почётных наград: географическое общество, на свой счет издавшее исследование, присудило Константиновскую медаль , а Академия Наук - половинную Демидовскую премию .

Вернувшись из Малороссии в Москву в самый разгар Крымской войны , И. С. Аксаков в 1855 году поступил в ополчение, а именно в Серпуховскую дружину, находившуюся под начальством князя Гагарина и дошедшую лишь до Бессарабии. Это кончилось полемикой с графом Строгановым, командиром ополчения и «аксаковским влиянием» на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был, между прочим, казначеем дружины и, представленный им командиру отчёт его явился обвинительным актом всех других, - командующий не решился подписать его. При первых известиях о мире, в марте 1856 года, И. С. Аксаков вернулся в Москву, но в мае того же года снова отправился на юг, в Крым , приглашённый князем Васильчиковым участвовать в следственной комиссии по делу о злоупотреблениях генерал-интенданта Затлера и др. во время войны. Впрочем, конца следствия И. С. Аксаков не дождался: в декабре 1856 года он возвратился в Москву.

И. С. Аксаков. Гравюра И. И. Матюшина, 1889

В 1857 году И. С. Аксаков путешествовал за границей, а в 1858 году принял на себя неофициальное редактирование журнала «Русская беседа », официальным редактором которого считался А. И. Кошелёв . Вокруг этого органа сплотились все лучшие славянофильские силы. И. С. Аксаков выпустил III и IV тома «Беседы» за 1858 год и шесть книжек за 1859 год. В то же время с него сняли запрещение быть редактором, и он предпринял в 1859 году издание еженедельной газеты «Парус ». По замыслу издателя, «Парус» должен был служить центральным органом славянской мысли. Но этому изданию не посчастливилось: оно было прекращено по выходе только двух первых номеров, между прочим за статью М. П. Погодина по внешней политике и за стихотворения самого И. С. Аксакова. Заменивший «Парус», «Пароход», разрешением которого Чижову, одному из близких к Аксакову, хотели прекратить всеобщее недоумение, при поставленных условиях, не мог удовлетворить И. С. Аксакова и он вернулся к «Русской беседе». Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова. Весь 1860 год, сопровождая больного брата своего Константина Сергеевича , И. С. Аксаков провел в заграничном путешествии, главным образом по славянским землям, чтобы лично познакомиться с выдающимися политическими и литературными деятелями западного и южного славянства.

В середине 1861 года он возвратился в Москву и выхлопотал разрешение издавать под своей редакцией еженедельную газету «День». Газета была разрешена ему без политического отдела и с тем условием, чтобы цензура имела особое наблюдение за этим изданием. «День» стал выходить в конце 1861 года при участии того же славянофильского кружка и сразу занял выдающееся положение, имея в первые годы до 4000 подписчиков, что по тогдашнему времени являлось цифрой очень значительной. Одна из главных причин успеха, конечно, лежала в первостепенном публицистическом таланте редактора-издателя, авторитетно обсуждавшего славянский вопрос, вопросы, связанные с крупнейшими реформами - крестьянской, судебной, земской, а также вопрос польский. Это был один из самых оживлённых периодов деятельности И. С. Аксакова: за ним упрочилась в это время слава пророка славянофильства - слава, облетевшая всю образованную Россию и Европу; имя его стало политическим знаменем. Издание «Дня» шло довольно благополучно, за исключением одного временного отстранения И. С. Аксакова от должности редактора в 1862 году за то, что он отказался открыть цензуре фамилию автора одной корреспонденции. «День» просуществовал до конца 1865.

Перерыв в журнальной деятельности И. С. Аксакова продолжался один год. С 1 января 1867 года он начал издавать новую газету «Москва». Она просуществовала по 21 октября 1868 года, то есть менее двух лет, и в течение этого короткого времени подверглась девяти предостережениям и трём приостановкам - на три, на четыре, и наконец, на шесть месяцев, то есть в приостановке «Москва» находилась тринадцать, а выходила неполных девять месяцев. Во время этих приостановок её заменял «Москвич», отличавшийся от «Москвы» только заголовком, хотя и выходивший под номинальной редакцией другого лица. Главными поводами административных гонений на «Москву» послужили статьи её против генерала А.Л.Потапова , управлявшего тогда Северо-западным краем, а также статьи против тогдашних порядков в Прибалтийском крае. Во время последней приостановки «Москвы», на шесть месяцев, тогдашний министр внутренних дел А. Е. Тимашев , вошёл в Сенат с рапортом о необходимости вовсе прекратить издание «Москвы». И. С. Аксаков на обвинительный рапорт представил объяснения; дело, как не решенное по разногласию в Сенате, перешло на рассмотрение Государственного Совета, и И. С. Аксаков был опять лишен права издавать какую бы то ни было газету; это запрещение тяготело над ним в продолжение 12 лет.

В конце 1860-х годов Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой , дочери известного поэта Ф. И. Тютчева . В этот период деятельность его сосредоточилась, с одной стороны, в Московском славянском комитете, а с другой - во втором Московском обществе взаимного кредита . В последнем И. С. Аксаков с 1874 года состоял председателем правления. С этим годом совпало появление в свет написанного И. С. Аксаковым биографического очерка «Ф. И. Тютчев», второе издание которого вышло в 1886 году. В Славянском же комитете, учреждённом в 1858 году, И. С. Аксаков состоял сначала, при жизни Погодина, секретарём, а после его смерти - председателем. В последней должности И. С. Аксаков прославился как оратор. Высшим пунктом ораторской деятельности его явились годы 1875-1878, когда он сделался выразителем славянских симпатий русского общества. Его кандидатура даже предлагалась некоторыми болгарскими избирательными комитетами на болгарский престол. 22 июня 1878 года он произнёс в Славянском комитете свою знаменитую речь по поводу Берлинского конгресса , порицавшую наших дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы и провёл несколько месяцев в селе Варварино Юрьевского уезда Владимирской губернии , принадлежавшее родственнице его жены. Славянский комитет в Москве после этого был закрыт.

В декабре того же 1878 года И. С. Аксаков возвратился в Москву, но к общественной деятельности приступил, однако, не раньше конца 1880 года, когда, благодаря графу М. Т. Лорис-Меликову , ему удалось получить разрешение на издание еженедельной газеты «Русь». Последняя начала выходить 15 ноября 1880 г. и просуществовала по день смерти И. С. Аксакова, с полугодовым перерывом в 1885 году, по случаю болезни редактора. В 1883 году «Русь» была преобразована в двухнедельное издание, и два года выходила в этом преобразованном виде. В 1885 г. И. С. Аксаков вернулся к первоначальной форме еженедельника. Газета эта была его личным органом и значение ей давали, главным образом, статьи самого редактора. Среди своих главных занятий И. С. Аксаков находил время в течение нескольких лет быть товарищем председателя в православном миссионерском обществе, председателем в Московском обществе любителей российской словесности и гласным Московской думы.

Весной 1885 года, утомлённый душевно и физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл несколько месяцев в Крыму . Он отдохнул там, но не излечился, - у него была болезнь сердца, от которой он и умер 8 февраля (27 января по старому стилю) 1886 года в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

Сочинения И. С. Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.

Политические взгляды

Славянофил, «правдиво-истинный» мыслитель. Аксаков сочетал в своих воззрениях монархизм с критикой государственной власти, утверждая, что «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».

Произведения

  • Фёдор Иванович Тютчев (Биографический очерк). - М. 1874.
  • Сочинения. - М., 1886-1887. Т. 1-7.
  • Иван Аксаков в его письмах. - М. 1888-1896.
  • Отчего так нелегко живется в России? - М., 2002.

Примечания

Источники

  • Трубачев С. Аксаков Иван Сергеевич // Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Аксаков, Иван Сергеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Никольский А. Иван Сергеевич Аксаков. (Некролог) // Исторический вестник, 1886. – Т. 23. – № 2. – С. I-XX.
  • Сухомлинов М.И. И.С. Аксаков в сороковых годах // Исторический вестник, 1888. – Т. 31. - № 2. – С. 324-348.
  • Усов П.С. Дружеская группа // Исторический вестник, 18876. – Т. 23. - № 3. – С. 634-639.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 8 октября
  • Родившиеся в 1823 году
  • Родившиеся в Оренбургской губернии
  • Родившиеся в Башкортостане
  • Умершие 8 февраля
  • Умершие в 1886 году
  • Умершие в Москве
  • Публицисты по алфавиту
  • Публицисты России
  • Поэты по алфавиту
  • Поэты России
  • Поэты XIX века
  • Аксаковы
  • Выпускники Императорского Училища правоведения
  • Гласные Московской городской думы
  • Персоналии:Ярославская губерния
  • Славянофилы
  • Монархисты России
  • Философы XIX века
  • Похороненные в Московской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аксаков, Иван Сергеевич" в других словарях:

    Младший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, род. 26 сентября 1823 года в селе Надежине, Куроедове тож, Белебеевского уезда Уфимской губ., умер 27 января 1886 года в Москве. По четвертому году, вместе со всей семьей,… … Большая биографическая энциклопедия

    АКСАКОВ Иван Сергеевич русский публицист, мыслитель, идеолог Славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова … Философская энциклопедия

    Русский публицист, поэт, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838‒42). В 40‒60 е гг. выступал за отмену крепостного… … Большая советская энциклопедия

    - (1823 86) русский публицист и общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор газет День, Москва, Русь, журнала Русская беседа и др. В 1840 50 х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско… … Большой Энциклопедический словарь

    Аксаков, Иван Сергеевич, знаменитый славянофил публицист, сын С.Т. , брат К.С. Аксаковых. Родился 26 сентября 1823 года в селе Надежине (Куроедове), Белебеевского уезда Уфимской (тогда Оренбургской) губернии. Первые детские годы провел в деревне… … Биографический словарь

И Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, род. 26 сентября 1823 года в селе Надежине, Куроедове тож, Белебеевского уезда Уфимской губ., умер 27 января 1886 года в Москве. По четвертому году, вместе со всей семьей, переехал в Москву. О первоначальном обучении И. С. Аксакова осталось мало сведений: известно только, что к поступлению в учебное заведение его готовили дома, известно также, что с 10-летнего возраста он уже читал газеты, внимательно следил за политическими событиями в Европе, и в нем, таким образом, с детства сказывался будущий писатель-публицист. Школьные годы свои он провел в Петербурге, где учился в только что основанном тогда училище правоведения. Пробыв в нем четыре года (1838—1842), И. С. Аксаков в 1842 г., по окончании курса, вернулся в Москву и поступил на службу во 2-е отделение 6-го департамента Правительствующего Сената, где через три недели был назначен исправлять должность секретаря. Выражением чувств и сомнений, волновавших молодого чиновника при первых шагах на служебном поприще, явилось его первое крупное произведение в стихах: «Жизнь чиновника, мистерия в 3-х действиях». В 1844 г. И. С. Аксаков был назначен членом ревизионной комиссии в Астрахани, под начальство князя П. П. Гагарина. Как чиновник И. С. Аксаков представлял редкое явление. Один из бывших товарищей его по ревизионной комиссии, барон Бюлер, сообщает о нем («И. С. Аксаков в его письмах», т. I, стр. 42), что «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи». В 1845 г., летом, И. С. Аксаков получил назначение на должность товарища председателя уголовной палаты в Калуге, а в мае 1847 г. назначен обер-секретарем I-го отделения 6-го департамента Сената в Москве. Но в последней должности он оставался недолго — лишь до сентября 1848 года, когда перешел в Министерство Внутренних Дел чиновником особых поручений, под начальство графа Л. А. Перовского, который, желая испытать молодого человека, отправил его с секретным поручением в Бессарабию, для исследования тамошнего раскола. Оттуда вернулся в Петербург в начале 1849 года и пробыл здесь до мая. 17 марта И. С. Аксаков был арестован и доставлен в штаб корпуса жандармов. Ближайшим поводом к аресту послужили письма к его отцу, которые «заставляли предполагать в Аксакове либеральный (противоправительственный) образ мыслей». Арестованному был предложен целый ряд вопросов, на которые он отвечал весьма подробно и откровенно (вопросы эти и ответы на них можно прочитать в статье M. И. Сухомлинова: «И. С. Аксаков в сороковых годах»). При чтении их Император Николай Павлович делал свои заметки и, возвращая рукопись графу А. Ф. Орлову, написал: «Призови, прочти, вразуми и отпусти». 22 марта 1849 г. И. С. Аксаков был освобожден. В мае месяце он был командирован в Ярославскую губернию для ревизии городского управления, для обсуждения на месте вопроса о единоверии, введению которого противился ярославский архиепископ, а также для изучения, в составе особой комиссии, секты бегунов или странников. В ревизионных работах И. С. Аксаков проявил необычайную энергию и быстроту, открыв много важных злоупотреблений; изучая раскол, он собрал немало материала для солидного труда «О бегунах». В печати появилась только («Русский Архив», 1870 г.) заключительная глава этого сочинения, замечательного в особенности характеристикой причин, вследствие которых возникла секта. В 1852 г. И. С. Аксаков был поставлен в необходимость избрать окончательно одно из двух поприщ — служебное или литературное. С 1842 года он не переставал писать стихи, появившиеся в 1886 году отдельным сборником, в виде приложения к газете «Русь», и напечатанные, кроме того, в приложении к обоим томам его переписки. Первым печатным стихотворением был «Колумб», помещенный в No 1 «Москвитянина» за 1845 год. В 1848 году была написана его лучшая поэма «Бродяга», отрывки из которой напечатаны в «Московском Сборнике» 1852 года и в No 10 «Паруса» за 1859 год и которая до тех пор оставалась в рукописи. Эта-то поэма и послужила поводом к отставке И. С. Аксакова (см. во II томе переписки приложение к ярославским письмам: «Переписка с Министерством о Бродяге »). Выйдя в отставку с чином надворного советника, И. С. Аксаков переехал в Москву к отцу, где в то время сплотился кружок славянофилов, и решился посвятить себя журналистике, в которой ему пришлось перенести столько тяжелых испытаний. Первым испытанием было запрещение в 1853 году «Московского Сборника», и лишение И. С. Аксакова права быть впредь редактором какого бы то ни было издания. После этого в литературной деятельности его последовал значительный перерыв, которым он воспользовался для ознакомления с народным бытом в различных его формах и проявлениях. Так, в 1853 году он принял предложение географического общества описать торговлю на Украинских ярмарках. В конце 1853 года И. С. Аксаков отправился в Малороссию и провел в разъездах по ней весь следующий год. Результатом этой поездки появилось в 1859 году обширное «Исследование о торговле на Украинских ярмарках». Оно было встречено единодушными похвалами всей печати, а два ученых учреждения удостоили И. С. Аксакова почетных наград: географическое общество, на свой счет издавшее исследование, присудило большую Константиновскую медаль, а Академия Наук (писал рецензию Н. X. Бунге) — половинную Демидовскую премию. Вернувшись из Малороссии в Москву в самый разгар Крымской войны, И. С. Аксаков в 1855 году поступил в ополчение, а именно в Серпуховскую дружину, находившуюся под начальством князя Гагарина и дошедшую лишь до Бессарабии. При первых известиях о мире, в марте 1856 года, И. С. Аксаков вернулся в Москву, но в мае того же года снова отправился на юг, в Крым, приглашенный князем Васильчиковым участвовать в следственной комиссии по делу о злоупотреблениях интендантства во время войны. Впрочем, конца следствия И. С. Аксаков не дождался: в декабре 1856 года он возвратился в Москву. В 1857 г. И. С. Аксаков путешествовал за границей, а в 1858 году принял на себя неофициальное редактирование журнала «Русская Беседа», официальным редактором которого считался А. И. Кошелев. Вокруг этого органа сплотились все лучшие славянофильские силы. И. С. Аксаков выпустил III и ²V тома «Беседы» за 1858 год и шесть книжек за 1859 год. В то же время с него сняли запрещение быть редактором, и он предпринял в 1859 г. издание еженедельной газеты «Парус». По замыслу издателя, «Парус» должен был служить центральным органом славянской мысли. Но этому изданию не посчастливилось: оно было прекращено по выходе только двух первых нумеров, между прочим за статью М. П. Погодина по внешней политике и за стихотворения самого И. С. Аксакова. Весь 1860 год, сопровождая больного брата своего Константина Сергеевича, И. С. Аксаков провел в заграничном путешествии, главным образом по славянским землям, чтобы лично познакомиться с выдающимися политическими и литературными деятелями западного и южного славянства. В середине 1861 года он возвратился в Москву и выхлопотал разрешение издавать под своей редакцией еженедельную газету «День». Газета была разрешена ему без политического отдела и с тем условием, чтобы цензура имела особое наблюдение за этим изданием. «День» стал выходить в конце 1861 г. при участии того же славянофильского кружка и сразу занял выдающееся положение, имея в первые годы до 4000 подписчиков, что по тогдашнему времени являлось цифрой очень значительной. Одна из главных причин успеха, конечно, лежала в первостепенном публицистическом таланте редактора-издателя, авторитетно обсуж давшего славянский вопрос, вопросы, связанные с крупнейшими реформами — крестьянской, судебной, земской, а также вопрос польский. Это был один из самых оживленных периодов деятельности И. С. Аксакова: за ним упрочилась в это время слава пророка славянофильства — слава, облетевшая всю образованную Россию и Европу; имя его стало политическим знаменем. «День» выходил до конца 1865 года, когда издатель прекратил его в силу совершенно личных обстоятельств: в начале 1866 года И. С. Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой, дочери известного поэта. Издание «Дня» шло довольно благополучно, за исключением одного временного отстранения И. С. Аксакова от должности редактора в 1862 году за то, что он отказался открыть цензуре фамилию автора одной корреспонденции. Перерыв в журнальной деятельности И. С. Аксакова продолжался один год. С 1 января 1867 года он начал издавать новую газету «Москва». Она просуществовала по 21 октября 1868 года, т. е. менее двух лет, и в течение этого короткого времени подверглась девяти предостережениям и трем приостановкам — на три, на четыре, и наконец, на шесть месяцев, т. е. в приостановке «Москва» находилась тринадцать, а выходила неполных девять месяцев. Во время этих приостановок ее заменял «Москвич», отличавшийся от «Москвы» только заголовком, хотя и выходивший под номинальной редакцией другого лица. Главными поводами административных гонений на «Москву» послужили статьи ее против генерала Потапова, управлявшего тогда Северо-западным краем, а также статьи против тогдашних порядков в Прибалтийском крае. Во время последней приостановки «Москвы», на шесть месяцев, тогдашний министр внутренних дел, генерал-адъютант Тимашев, вошел в Сенат с рапортом о необходимости вовсе прекратить издание «Москвы». И. С. Аксаков на обвинительный рапорт представил объяснения; дело, как не решенное по разногласию в Сенате, перешло на рассмотрение Государственного Совета, и И. С. Аксаков был опять лишен права издавать какую бы то ни было газету; это запрещение тяготело над ним в продолжение 12 лет. В этот период времени деятельность его сосредоточилась, с одной стороны, в московском славянском комитете, а с другой — во втором московском обществе взаимного кредита. В последнем И. С. Аксаков с 1874 г. состоял председателем правления; с этим годом совпало появление в свет написанной И. С. Аксаковым прекрасной «Биографии Ф. И. Тютчева », второе издание которой вышло в 1886 году. В Славянском же комитете, учрежденном в 1858 году, И. С. Аксаков состоял сначала, при жизни Погодина, секретарем, а после его смерти — председателем. В последней должности И. С. Аксаков прославился как оратор. Высшим пунктом ораторской деятельности его явились годы 1875—1878, когда он сделался выразителем славянских симпатий русского общества. 22 июня 1878 года он произнес в Славянском комитете свою знаменитую речь по поводу берлинского трактата, за которую был выслан из Москвы в село Варварино Юрьевского уезда Владимирской губ., принадлежавшее родственнице его жены. Славянский комитет в Москве после этого был закрыт. В декабре того же 1878 года И. С. Аксаков возвратился в Москву, но к общественной деятельности приступил, однако, не раньше конца 1880 г., когда, благодаря графу М. Т. Лорис-Меликову, ему удалось получить разрешение на издание еженедельной газеты «Русь». Последняя начала выходить 15-го ноября 1880 г. и просуществовала по день смерти И. С. Аксакова, с полугодовым перерывом в 1885 году, по случаю болезни редактора. В 1883 году «Русь» была преобразована в двухнедельное издание, и два года выходила в этом преобразованном виде. В 1885 г. И. С. Аксаков вернулся к первоначальной форме еженедельника. Газета эта была его личным органом и значение ей давали, главным образом, статьи самого редактора. Среди своих главных занятий И. С. Аксаков находил время в течение нескольких лет быть товарищем председателя в православном миссионерском обществе, председателем в Московском обществе любителей российской словесности и гласным Московской думы. Смерть застигла И. С. Аксакова среди самого разгара работы: он умер скоропостижно, от болезни сердца. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Государь Император удостоил вдову покойного телеграммой, в которой сказано: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного русским интересам. Дай Бог вам сил перенести эту тяжелую сердечную потерю». Печатные проявления общественной скорби были весьма единодушны. Похоронен И. С. Аксаков в Троице-Сергиевской лавре под Москвой, при небывалом стечении народа. В 1886—87 годах вышло семь томов его сочинений, содержащих статьи из «Дня», «Москвы», «Москвича» и «Руси». В том же году вышел дополнительный том: «Из бумаг, оставшихся после смерти И. С. Аксакова». В 1888 году были изданы два тома писем И. С. Аксакова, с портретом автора, когда ему было 28 лет; первый том писем обнимает годы 1839—1848, второй — годы 1848—1851. Письма первого тома, или первого периода, имеют большей частью личное значение и служат для характеристики самого автора и всей семьи Аксаковых. В некотором смысле эта переписка может быть названа продолжением «Семейной Хроники». Письма второго периода имеют значение общественное, помимо, конечно, главного — автобиографического. Как ни противоречивы мнения современников о личности И. С. Аксакова, противоречие это исчезнет в оценке потомства. Пристрастные приговоры враждебных политических и практических лагерей ежедневно более и более бледнеют пред светлым обликом искреннего, талантливого русского человека, никогда ни перед кем не покривившего душой, ни единого дня не принесшего в жертву житейской выгоде. В основе его идеалов лежала горячая неподдельная любовь к России и сродственной ей славянской семье, любовь к правде, в том виде, как она ему представлялась. Были ли эти идеалы немедленно осуществимы или выражали они только вдохновенные зачатки пожеланий, могущих или не могущих перейти в действительность, — дело второстепенное в оценке такого писателя, каким был И. С. Аксаков. Правители, законодатели, воеводы решают ход событий государственных; писатель высказывает лишь то, что накипает у него на сердце, и потомство не может не преклоняться перед чистотой идеальных влечений, особливо когда влечения эти выступают в обаятельных звуках волшебной русской речи.

Д. Д. Языков, «Литературная деятельность И. С. Аксакова», «Истор. Вестник», 1886 г., т. XXIV, апрель, стр. 134. — М. И. Сухомлинов: «И. С. Аксаков в сороковых годах», ibid., 1888, т. XXXI, стр. 324. — «И. С. Аксаков в Ярославле» (отрывок из воспоминаний) А. К. Бороздина, ibid., 1886 г., т. XXIII, март, стр. 622. — «И. С. Аксаков в его письмах», т. ² и II., Москва, 1888. — Венгеров, «Критико-биографический словарь», выпуски 7, 8 и 20; на стр. 318—319 7-го выпуска см. библиографию статей об Аксакове биографического и критического характера. — «Сборник статей, напечатанных в разных периодических изданиях по случаю кончины И. С. Аксакова», Москва, 1886. — Сочинения И. С. Аксакова распределены по томам следующим образом: Т. I — «Славянский вопрос»; II — «Славянофильство и западничество»; III — «Польский вопрос и западнорусское дело. Еврейский вопрос»; IV — «Общественные вопросы по церковным делам. Свобода слова. Судебный вопрос. Общественное воспитание»; V — «Государственный и земский вопросы. Статьи о некоторых исторических событиях»; VI — «Прибалтийский вопрос. Внутренние дела России. Введение к Украинским ярмаркам»; VII — «Общеевропейская политика. Статьи разного содержания».

С. Трубачев.

Русский биографический словарь (1896-1918, изд. Русского исторического общества, 25 тт., неоконч.; издание осуществлялось вначале под наблюдением А. А. Половцова [Половцева; 1832-1909], который был председателем Общества с 1978 г.)

Аксаков, Иван Сергеевич

(род. 1823, ум. 1886) — последний крупный представитель ортодоксального славянофильства, влиятельный публицист. В эпоху либеральных реформ Александра II, когда появились слабые предвестники еврейской эмансипации, А. счел нужным предостеречь правительство от слишком смелых шагов по этому пути во имя славянофильской доктрины о господствующей национальности и господствующей церкви. Когда в 1861 г. появился закон о предоставлении права государственной службы евреям, получившим ученые степени, А. выступил против него в московской газете «День», выставляя при этом преимущественно религиозные мотивы: общественный, гражданский и государственный быт христианских народов зиждется на началах христианской религии и морали; евреи же, эта «горсть людей, пришедших в христианскую землю», «совершенно отрицают христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности и проповедуют учение враждебное и противоположное». Уступая, однако, либеральному духу времени, А. допускал тогда возможность уравнения евреев в чисто гражданских правах, без политических; он готов был «желать, чтобы обеспечена была еврейскому народу полная свобода быта, самоуправления, развития, просвещения, торговли... даже допущения их на жительство по всей России». Первые веяния реакции заставили А. заговорить иным языком. Уже в августе 1864 г. он писал, что примирение между евреями и христианским миром невозможно, так как «единственный элемент еврейской национальности — отрицание христианства», а потому решение еврейского вопроса возможно только при условии, чтобы «евреи отступились от своих религиозных верований и признали в Христе истинного Мессию». В 1867 г. А., делая попытку в газете «Москва» перенести еврейский вопрос с прежней религиозной почвы на экономическую, проводил мысль, что «не об эмансипации евреев следует толковать, а об эмансипации русских от евреев». Когда же с воцарением Александра III усилилась реакция и на юге разразились еврейские погромы, А. в своей газете «Русь» (6 июня 1881 г.) объявил погромы проявлением «справедливого народного гнева» против экономического «гнета еврейства над русским местным населением» — гнета, в котором ему мерещилось стремление евреев получить «внешнее всемирное владычество» и подточить основы христианского мира. В связи с этим А. свел еврейский вопрос к решению того, «каким вернейшим способом обезвредить евреев», и когда в 1882 г. евреям было запрещено селиться в селах и деревнях «с целью оградить крестьян от эксплуатации со стороны евреев», А., пользовавшийся в то время исключительным влиянием, одобрил эту жестокую правительственную меру. В 1883 г. в прессе был поднят шум по поводу помещенной Аксаковым в его газете «Русь» (No 21) статьи «Еврейская интернационалка и борьба с еврейством в Европе», в которой цитировалось воззвание Alliance Israelite Universelle, оказавшееся подложным. В No 24 «Руси» Аксаков вынужден был напечатать опровержение, полученное им от Alliance Israelite, но в следующем году он вновь вернулся к указанному документу (см. Alliance Israelite Universelle в России). Позже А. не возвращался к еврейскому вопросу. — Ср.: И. С. Аксаков, Полн. собрание сочинений, Москва, 1886 г., т. 3; «Восход», 1881, кн. 7—8; 1882, кн. 4—5; 1883, кн. 2; 1887 г., кн. 2 (Критикус, «Аксаков и евреи»).

Еврейская энциклопедия (изд. Брокгауза-Ефрона, 1907-1913, 16 тт.)

Аксаков, Иван Сергеевич

(1823—1886) — славянофил, публицист. В 40-х гг., по окончании Училища правоведения, А. был чиновником в провинции и выполнял служебные поручения в разных местах России. Письма его из провинции к родным являются весьма интересным историческим источником эпохи. В 50-х гг., выйдя в отставку, А. редактировал «Московский Сборник», обследовал украинские ярмарки, был во время Крымской кампании в ополчении и в комиссии по расследованию интендантских хищений во время Крымской войны. По смерти братьев Киреевских, Хомякова и своего брата Константина, А. с начала 60-х гг. выступил как виднейший вождь славянофильства. В конце 50-х гг. он был последовательно редактором-издателем газет «Парус», «День» и «Москва», часто подвергавшихся цензурным преследованиям. Во время заграничной поездки он завязал личные связи с виднейшими представителями славянского движения. С 1874 А. состоял председателем Московского купеческого об-ва взаимного кредита, получая очень большое содержание. Наибольшего влияния А. достиг в 1875—78 в период русско-турецкой войны. Он играл тогда руководящую роль в Славянском благотворительном комитете и был ярким выразителем националистических кругов буржуазии и помещиков, которые, прикрываясь лозунгом освобождения «братьев-славян», фактически добивались завоевания Константинополя, проливов и экономического закабаления балканских народов. За свою речь в 1878, содержавшую резкую критику политики Александра II на Берлинском конгрессе, А. был выслан на несколько месяцев из Москвы. В теорию славянофильства А. не внес ничего нового; он считал себя только верным хранителем того, что было высказано К. С. Аксаковым, бр. Киреевскими и Хомяковым, и был истолкователем славянофильства в применении к различным случаям общественной жизни. Отражая интересы среднего барщинного дворянства, затронутого капиталистическими веяниями, славянофильская теория предполагала мирное, без классовой борьбы, развитие капитализма. После реформы, открывшей выход прогрессивно-экономическим устремлениям передовых барщинников и сохранившей, вместе с тем, ряд остатков крепостного хозяйства, перед помещиками и буржуазией стала вырисовываться та опасность революции, которую несло с собою развитие промышленного капитализма. Эти настроения отразил А. Если в начале 60-х гг. он нередко присоединял свой голос к либерально-буржуазным требованиям, настаивал на упразднении дворянства, как привилегированного сословия, с горячностью говорил о свободе совести, свободе печати, возмущался самодурством бюрократии, то уже со времени польского восстания его позиция (снискавшая А., м. пр., большое уважение со стороны рус. буржуазии) резко меняется. А. начинает проповедывать крайне националистическую политику относительно Польши и др. окраин. В особенности сильно выразились реакционные стороны славянофильства к концу жизни А. — в издававшейся им газете «Русь». Являясь зачастую простым подголоском черносотенных «Московских Ведомостей» Каткова, А. в «Руси» стоит на страже «русских интересов» и «защиты православия», пишет мракобесные статьи по еврейскому и польскому вопросам, обрушивается с негодованием на либералов, на их буржуазно-конституционные стремления. О революционной и социалистической интеллигенции А. говорит с пеной у рта; особенно примечательны в этом отношении статьи и речи А. после 1 марта 1881. Для общественной позиции А. характерно, что после его смерти выразил соболезнование его семье в числе прочих и Александр III. Многочисленные публицистические статьи А. изданы в 1886—87, в 7 томах, в которых достаточно полно освещена политическая практика славянофильской доктрины.

Лит.: С. Венгеров, Критико-биографический словарь рус. писателей и ученых, т. I, стр 318—344, СПб, 1889; его же, Источники словаря рус. писателей, т. 1; И. С. Аксаков (1839—1851) в его письмах, М., 1888; Д. Языков, Лит. деятельность А. («истор. вестн.", т. 24, 1886).

М. Клевенский.

Аксаков, Иван Сергеевич

— публицист, обществ. деятель, представитель идеологии славянофильства. Сын писателя С. Т. Аксакова . Окончил училище правоведения в Петербурге (1838—1842). На правительственной службе до 1851 в Уголовном департаменте Сената. Ред. газ. «День», «Москва», «Русь», ж. «Русская беседа» и др. В 40—50-х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы рус. — турецкой войны 1877—1878 — организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига. Сравнивая зап. и славянскую культуры, А. отстаивает самобытность культуры и истории славян. Преимущества славянской культуры А. объясняет высокой духовностью православной веры и уникальностью религ. миссии России в мировом ист. процессе. Славянофильская концепция А. основана на филос. «русской идеи». По А., «русская идея» выступает антиподом зап. истории и опирается на «духовный народный инстинкт», основа к-рого в свою очередь — православная вера и Вселенская православная церковь. А. признавал, что христианство шире национальности, но его «орудия и сосуды» суть нац. индивидуальности, созидающие царство Божие на земле (Славянский вопрос // Сочинения. Т.1. С.678). Рус. идея тесно связана со славянским язычеством и византизмом, но превышает их общечеловеч. содержанием. Рус. идея дополняется идеей рус. государственности, но не тождественна ей. По А., гос-во — всего лишь средство бытия, а не цель бытия, и потому юрид. истина меньше нравств. истины, продемонстрированной народам «огромными бескорыстными жертвами славян». Упрекая рус. западников, А. писал о губительности безверия (отрицательное нравств. состояние), анархии (гос. состояние), «пролетарьянства» и его синонима меркантилизма. В целом рус. идея А. в филос. плане близка идее Соборности Вл.Соловьева, а в религ. — эсхатологич. плане представляет собой своеобразную футурологию православной России.

Соч. : Полн. собр. соч. T.I—VII. М. , 1886—1887 ; Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Ч.1—Н. М. , 1886—1896 ; Собр. соч. Пг. , 1918.

Е. В. Зорина

Аксаков, Иван Сергеевич (1823 - 1886) - сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова , автора книг "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова внука", и брат одного из столпов русского славянофильства, Константина Сергеевича Аксакова. Иван Сергеевич Аксаков был также горячим сторонником славянофильства. С 1859 г. до самой своей смерти он издавал последовательно целый ряд славянофильских газет и журналов: "Парус", "Пароход", "Русская Беседа", "День", "Москва", "Русь".

АКСАКОВ Иван Сергеевич (26.09.1823-27.01.1886), русский публицист, поэт и общественный деятель. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. “младших” славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова . Окончил Петербургское училище правоведения (1838-42). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал “Исследование о торговле на украинских ярмарках” (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858 - 78 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877 - 78 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь Аксакова в славянском комитете во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет закрыт. В 1870-80-е Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: “Московский сборник” (1840 -50-е), журнал “Русская беседа”, газеты “Парус”, “День” (1861-65), “Москва” (1867-68), “Русь” (1880-86).

И. С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное “народное производство” против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

Аксаков Иван Сергеевич (1823, с. Надёжино (Куроедово) Оренбургской губернии. - 1886, Москва) - публицист, издатель, редактор, славянофил.

Родился в многодетной семье писателя Сергея Тимофеевича Аксакова - знаменитого автора "Семейной хроники". В 1826 - 1838 жил в Москве, в гостеприимном отцовском доме, где бывали известные литераторы и ученые. Получил серьезное домашнее образование. В 1838 - 1842 учился в Петербургском училище правоведения, в котором царил просвещенный дух уважения к личности и справедливости. В 1842 - 1851 Аксаков служил чиновником 6-го (уголовного) департамента Правительствующего Сената, разъезжал с поручениями по России. На службе Аксаков приобрел знание системы государственного управления, практической жизни, народного быта. В 1849 был подвергнут пятидневному аресту III Отделением за смелое обсуждение в письмах к родным событий Французской революции и внутреннего положения России. В 1851 Аксаков подал в отставку. В 1852 редактировал славянофильский "Московский сборник", в котором цензура обнаружила "неприличные насмешки" над обществом. В 1853 сборник был запрещен. Аксаков по поручению Русского географического общества описал украинские ярмарки и был удостоен Константиновской медали общества и Демидовской премии. Во время Крымской войны сознание неизбежности поражения не помешало Аксаков записаться в московское ополчение: "Мне было бы совестно не вступить. Все идет глупо, но тем не менее люди дерутся и жертвуют". В боевых действиях принять участия не успел. В 1856 был членом комиссии, расследовавшей злоупотребления в снабжении продовольствием войск в Крыму. В 1857 путешествовал по Европе, где познакомился с Герценом, и в течение пяти лет был одним из его тайных корреспондентов. С 1861 и до конца жизни Аксаков - ведущий славянофильский публицист и редактор газеты "День", "Москва", "Русь", журнала "Русская беседа" и др. Защищал демократические свободы: совести, слова, критиковал бюрократический аппарат и требовал отмены сословных привилегий, но выступал против студенческого движения, материалистической философии, защищал правительственную политику в Польше. Вера в то, что Россия пойдет по пути, отличному от западноевропейского, была поколеблена ростом революционного движения, кардинальными изменениями в структуре русского общества в пореформенное десятилетие. Либеральные воззрения 40-х гг. сменились жестким консерватизмом 70-х. В 1872 - 1874 Аксаков - председатель Общества любителей российской словесности, в 1875 - 1878 - председатель Московского славянского комитета. Поддерживал национально-освободительную борьбу славянских народов и в 1878 выступил с речью, осуждающей решения Берлинского конгресса, за что был смещен с поста председателя и выслан из Москвы. Нравственный максимализм и независимость мышления ставили его в оппозицию властям. Аксаков - автор писем, ценнейшего исторического источника.

Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с. Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Белебеевский район Башкортостана). Младший сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Семёновны, урождённой Заплатиной, младший брат писателя Константина Аксакова. По четвёртому году, вместе со всей семьёй, переехал в Москву. О первоначальном обучении И. С. Аксакова осталось мало сведений: известно только, что к поступлению в учебное заведение его готовили дома, известно также, что с 10-летнего возраста он уже читал газеты, внимательно следил за политическими событиями в Европе, и в нём, таким образом, с детства сказывался будущий писатель-публицист.

Бывает так, что зодчий много лет
Над зданием трудится терпеливо
И, постарев от горестей и бед,
К концу его подводит горделиво.

Доволен он упрямою душой,
Веселый взор на здание наводит...
Но купол крив! Но трещиной большой
Расселся он, и дождь в него проходит!

Ломает всё, что выстроено им...
Но новый труд его опять бесплоден,
Затем что план его неисполним,
И зодчий плох, и матерьял не годен!

Не так ли ты трудишься, человек,
Над зданием общественного быта?
Окончен труд... Идет за веком век,
И истина могучая разбита!

И всякий раз как много с ней падет
Безвинных жертв рабочего движенья!..
Ужель твое развитие идет,
Как колесо, путем круговращенья?

О род людской! Не раз в судьбе своей
Ты мнил найти и Истину, и Веру,
Затем чтоб вновь разуверяться в ней
И строить храм по новому размеру!

Каким путем ты цели не искал,
К каким богам не воссылал моленья?
Но много ль ты вопросов разгадал,
Но тайный смысл ты понял ли творенья?

К чему же ты нас ныне привела,
Судеб мирских живая скоротечность!
Всё та же власть враждующего зла,
Всё так же нам непостижима вечность.

Но опытом смирилися умы,
Исчезли с ним надежды и утехи;
И жизнь теперь, как бремя, носим мы,
И веры нет в грядущие успехи!..

Школьные годы свои он провел в Петербурге, где учился в только что основанном тогда Училище правоведения. Пробыв в нём четыре года (1838—1842), И. С. Аксаков в 1842 году, по окончании курса, вернулся в Москву и, не без колебаний, поступил на службу во 2-е отделение 6-го департамента Правительствующего сената, где через три недели был назначен исправлять должность секретаря. Выражением чувств и сомнений, волновавших молодого чиновника при первых шагах на служебном поприще, явилось его первое крупное произведение в стихах: «Жизнь чиновника, мистерия в 3-х действиях». Канцелярская служба не могла удовлетворить его и он, пренебрегая связями отца, сулившими молодому юристу блестящую карьеру, скоро перебрался в провинцию. В 1844 году И. С. Аксаков был назначен членом ревизионной комиссии в Астрахани, под начальство князя П. П. Гагарина. Как чиновник И. С. Аксаков представлял редкое явление. Один из бывших товарищей его по ревизионной комиссии, барон Бюлер, сообщает о нём, что «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи». В 1845 году, летом, И. С. Аксаков получил назначение на должность товарища председателя уголовной палаты в Калуге, а в мае 1847 года назначен обер-секретарём I отделения 6-го департамента Сената в Москве. Но и судейство своё Иван Сергеевич скоро оставил; он жаждал деятельности более живой и практически полезной, чего при условиях той жизни прямо невозможно было найти на поприще провинциального судейства.

В 1848 году стал чиновником особых поручений, под начальство графа Л. А. Перовского при Министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию для исследования тамошнего раскола. Оттуда вернулся в Петербург в начале 1849 года и пробыл здесь до мая. 17 марта И. С. Аксаков был арестован и доставлен в штаб корпуса жандармов. Ближайшим поводом к аресту послужили письма к его отцу, которые позволяли предполагать в Аксакове антиправительственный образ мыслей. Арестованному был предложен целый ряд вопросов, на которые он отвечал весьма подробно и откровенно. При чтении их Император Николай Павлович делал свои заметки и, возвращая рукопись графу А. Ф. Орлову, написал: «Призови, прочти, вразуми и отпусти». 22 марта 1849 года И. С. Аксаков был освобождён.

Клеймо домашнего позора
Мы носим, славные извне:
В могучем крае нет отпора,
В пространном царстве нет простора,
В родимой душно стороне!

Ее в своем безумьи яром
Гнетут усердные рабы...
А мы молчим, слабеем жаром
И с каждым днем сдаемся даром,
В бесплодность веруя борьбы!

И слово правды оробело,
И реже шепот смелых дум,
И сердце в нас одебелело,
Порывов нет, в забвеньи дело,
Спугнули мысль... стал празден ум..,

В тебе ж исцеленье готово,
О духа единственный меч -
Свободное слово!

В мае месяце он был командирован в Ярославскую губернию для ревизии городского управления, для обсуждения на месте вопроса о единоверии, введению которого противился ярославский архиепископ Евгений, а также для изучения, в составе особой комиссии, секты бегунов или странников. К поручениям Аксаков относился серьёзно, и донесения его начальству отличались столько же правдивостью, сколько и изяществом изложения. В ревизионных работах И. С. Аксаков проявил необычайную энергию и быстроту, открыв много важных злоупотреблений; изучая раскол, он собрал немало материала для труда «О бегунах». В печати появилась только заключительная глава этого сочинения, замечательного в особенности характеристикой причин, вследствие которых возникла секта. В Ярославле И. С. Аксаков сблизился с местной интеллигенцией, бывал на её встречах у поэтессы Ю. В. Жадовской. В 1888 году опубликованы его письма, в которых даётся характеристика местных жителей.

С 1842 года И. С. Аксаков не переставал писать стихи, появившиеся в 1886 году отдельным сборником, в виде приложения к газете «Русь», и напечатанные в приложении к обоим томам его переписки. Первым печатным стихотворением был «Колумб», помещенный в № 1 «Москвитянина» за 1845 год. В 1848 году была написана его лучшая поэма «Бродяга» (не закончена), в которой рассказывается о беглом крестьянине. Отрывки из неё напечатаны в «Московском сборнике» 1852 года и в № 10 «Паруса» за 1859 год. Эта поэма послужила поводом к отставке И. С. Аксакова в 1852 году. Выйдя в отставку с чином надворного советника, И. С. Аксаков переехал в Москву к отцу, где в то время сплотился кружок славянофилов, и решился посвятить себя журналистике, — с этих пор начинается его публицистическая деятельность.

Пусть гибнет все, к чему сурово
Так долго дух готовлен был:
Трудилась мысль, дерзало слово,
В запасе много быЛо сил...
Слабейте, силы! вы не нужны!
Засни ты, дух! давно пора!

Во имя правды и добра!

Бесплодны все труды и бденья,
Бесплоден слова дар живой,
Бессилен подвиг обличенья,
Безумен всякий честный бой!
Безумна честная отвага
Правдивой юности - и с ней
Безумны все желанья блага,
Святые бредни юных дней!

Так сокрушись, души гордыня,
В борьбе неравной ты падешь:
Сплошного зла стоит твердыня,
Царит бессмысленная Ложь!
Она страшней врагов опасных,
Сильна не внешнею бедой,
Но тратой дней и сил прекрасных
В борьбе пустой, тупой, немой!..

Ликуй же, Ложь, и нас, безумцев,
Уроком горьким испытуй,
Гони со света вольнодумцев,
Казни, цари и торжествуй!..
Слабейте ж, силы!.. вы не нужны!
Засни ты, дух! давно пора!
Рассейтесь все, кто были дружны
Во имя правды и добра!

II том его «Московского сборника», этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей, кроме всего принёс И. С. Аксакову и запрещение быть издателем или редактором журнала. После этого в литературной деятельности его последовал значительный перерыв, которым он воспользовался для ознакомления с народным бытом. В 1853 году он принял предложение Географического общества описать торговлю на украинских ярмарках. В конце 1853 года И. С. Аксаков отправился в Малороссию и провёл в разъездах по ней весь следующий год. Результатом этой поездки появилось в 1859 году обширное «Исследование о торговле на украинских ярмарках». Оно было встречено единодушными похвалами всей печати, а два учёных учреждения удостоили И. С. Аксакова почётных наград: географическое общество, на свой счёт издавшее исследование, присудило Константиновскую медаль, а Академия Наук — половинную Демидовскую премию.

Вернувшись из Малороссии в Москву в самый разгар Крымской войны, И. С. Аксаков в 1855 году поступил в ополчение, а именно в Серпуховскую дружину, находившуюся под начальством князя Гагарина и дошедшую лишь до Бессарабии. Это кончилось полемикой с графом Строгановым, командиром ополчения и «аксаковским влиянием» на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был казначеем дружины и, представленный им командиру отчёт его явился обвинительным актом всех других, — командующий не решился подписать его. При первых известиях о мире, в марте 1856 года, И. С. Аксаков вернулся в Москву, но в мае того же года снова отправился на юг, в Крым, приглашённый князем Васильчиковым участвовать в следственной комиссии по делу о злоупотреблениях генерал-интенданта Затлера во время войны. В декабре 1856 года он возвратился в Москву.

С преступной гордостью обидных,
Тупых желаний и надежд,
Речей без смысла, дум постыдных
И остроумия невежд,
В весельях наглых и безбожных,
Средь возмутительных забав
Гниете вы,- условий ложных
Надменно вытвердя устав!
Блестящей светской мишурою
Свою прикрывши нищету,
Ужель не видите порою
Вы ваших помыслов тщету?
Того, что вам судьба готовит,
Еще ли страх вас не проник?
Всё так же лжет и срамословит
И раболепствует язык!
Не стыдно вам пустых занятий,
Богатств и прихотей своих,
Вам нипочем страданья братии
И стоны праведные их!..
Господь! Господь, вонми моленью,
Да прогремит бедами гром
Земли гнилому поколенью
И в прах рассыплется Содом!
А ты, страдающий под игом
Сих просвещенных обезьян,-
Пора упасть твоим веригам!
Пусть, духом мести обуян,
Восстанешь ты и, свергнув бремя,
Вещав державные слова,
Предашь мечу гнилое племя,
По ветру их рассеешь семя
И воцаришь свои права!..

В 1857 году И. С. Аксаков путешествовал за границей, а в 1858 году принял на себя неофициальное редактирование журнала «Русская беседа», официальным редактором которого считался А. И. Кошелёв. Вокруг этого органа сплотились все лучшие славянофильские силы. И. С. Аксаков выпустил III и IV тома «Беседы» за 1858 год и шесть книжек за 1859 год. В то же время с него сняли запрещение быть редактором, и он предпринял в 1859 году издание еженедельной газеты «Парус». По замыслу издателя, «Парус» должен был служить центральным органом славянской мысли. Однако издание было прекращено по выходе только двух первых номеров по политическим мотивам. Заменивший «Парус», «Пароход» не мог удовлетворить И. С. Аксакова и он вернулся к «Русской беседе». Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова. Весь 1860 год, сопровождая больного брата Константина, И. С. Аксаков провел в заграничном путешествии, главным образом по славянским землям, чтобы лично познакомиться с выдающимися политическими и литературными деятелями западного и южного славянства.

В середине 1861 года он возвратился в Москву и добился разрешение издавать еженедельную газету «День». Газета была разрешена без политического отдела и с тем условием, чтобы цензура имела особое наблюдение за этим изданием. «День» стал выходить в конце 1861 года при участии того же славянофильского кружка и сразу занял выдающееся положение, имея в первые годы до 4000 подписчиков, что по тогдашнему времени являлось цифрой очень значительной. Одна из главных причин успеха лежала в публицистическом таланте редактора-издателя, авторитетно обсуждавшего славянский вопрос, вопросы, связанные с крупнейшими реформами — крестьянской, судебной, земской, а также вопрос польский. Это был один из самых оживлённых периодов деятельности И. С. Аксакова: за ним упрочилась в это время слава пророка славянофильства; имя его стало политическим знаменем. Издание «Дня» шло довольно благополучно, за исключением одного временного отстранения И. С. Аксакова от должности редактора в 1862 году за то, что он отказался открыть цензуре фамилию автора одной корреспонденции. «День» просуществовал до конца 1865.

Смотри! толпа людей нахмурившись стоит:
Какой печальный взор! какой здоровый вид!
Каким страданием томяся неизвестным,
С душой мечтательной и телом полновесным,
Они речь умную, но праздную ведут;
О жизни мудрствуют, но жизнью не живут
И тратят свой досуг лениво и бесплодно,
Всему сочувствовать умея благородно!
Ужели племя их добра не принесет?
Досада тайная меня подчас берет,
И хочется мне им, взамен досужей скуки,
Дать заступ и соху, топор железный в руки
И, толки прекратя об участи людской,
Работников из них составить полк лихой.

С 1 января 1867 года И. С. Аксаков начал издавать газету «Москва». Она просуществовала по 21 октября 1868 года, и в течение этого короткого времени подверглась девяти предостережениям и трём приостановкам — в приостановке «Москва» находилась тринадцать, а выходила неполных девять месяцев. Во время этих приостановок её заменял «Москвич», отличавшийся от «Москвы» только заголовком, хотя и выходивший под номинальной редакцией другого лица. Главными поводами административных гонений на «Москву» послужили статьи её против генерала А. Л. Потапова, управлявшего тогда Северо-западным краем, а также статьи против тогдашних порядков в Прибалтийском крае. Во время последней приостановки «Москвы», на шесть месяцев, тогдашний министр внутренних дел А. Е. Тимашев, вошёл в Сенат с рапортом о необходимости вовсе прекратить издание «Москвы». И. С. Аксаков был лишён права издавать какую бы то ни было газету; это запрещение тяготело над ним в продолжение 12 лет.

В конце 1860-х годов Аксаков женился на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой, дочери поэта Ф. И. Тютчева. В этот период деятельность его сосредоточилась, с одной стороны, в Московском славянском комитете, а с другой — во втором Московском обществе взаимного кредита. В последнем И. С. Аксаков с 1874 года состоял председателем правления. С этим годом совпало появление в свет написанного И. С. Аксаковым биографического очерка «Ф. И. Тютчев», второе издание которого вышло в 1886 году. В Славянском комитете, учреждённом в 1858 году, И. С. Аксаков состоял сначала, при жизни Погодина, секретарём, а после его смерти — председателем. В последней должности И. С. Аксаков прославился как оратор. Высшим пунктом ораторской деятельности его явились годы 1875—1878, когда он сделался выразителем славянских симпатий русского общества. Его кандидатура даже предлагалась некоторыми болгарскими избирательными комитетами на болгарский престол. 22 июня 1878 года он произнёс в Славянском комитете свою знаменитую речь по поводу Берлинского конгресса, порицавшую российских дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы и провёл несколько месяцев в селе Варварино Юрьевского уезда Владимирской губернии. Славянский комитет в Москве после этого был закрыт.

Зачем душа твоя смирна?
Чем в этом мире ты утешен?
Твой праздный день пред Богом грешен,
Душа призванью не верна!
Вокруг тебя кипят задачи,
Вокруг тебя мольбы и плачи
И торжествующее зло,
А ты... Ужель хотя однажды
Ты боевой не сведал жажды,
Тебя в борьбу не увлекло?

Ты возлюбил свое безделье
И сна душевного недуг.
В пустых речах, в тупом веселье,
Чредою гибнет твой досуг.
На царство лжи глядя незлобно,
Ты примиряешься удобно
С неправдой быта своего,
С уродством всех его увечий,
Не разъяснив противоречий,
Не разрешая ничего!

Пред Богом ленью не греши!
Стряхни ярмо благоразумья!
Люби ревниво, до безумья,
Всем пылом дерзостным души!
Освободись в стремленье новом
От плена ложного стыда,
Позорь, греми укорным словом,
Подъемля нас всевластным зовом
На тяжесть общего труда!

Безумцем слыть тебе у всех!
Но для святыни убежденья
Полезней казни и гоненья,
Чем славы суетный успех.
О, в этой душной нашей ночи,
Кому из нас бесстрашной мочи
Достанет правду возлюбить?
Кто озарит нас правды светом?.
Одним безумцам в мире этом
Дано лучей ее добыть!..

В декабре того же 1878 года И. С. Аксаков возвратился в Москву, но к общественной деятельности приступил, однако, не раньше конца 1880 года, когда, благодаря графу М. Т. Лорис-Меликову, ему удалось получить разрешение на издание еженедельной газеты «Русь». Последняя начала выходить 15 ноября 1880 г. и просуществовала по день смерти И. С. Аксакова, с полугодовым перерывом в 1885 году, по случаю болезни редактора. В 1883 году «Русь» была преобразована в двухнедельное издание, и два года выходила в этом преобразованном виде. В 1885 г. И. С. Аксаков вернулся к первоначальной форме еженедельника. Среди своих главных занятий И. С. Аксаков находил время в течение нескольких лет быть товарищем председателя в православном миссионерском обществе, председателем в Московском обществе любителей российской словесности и гласным Московской думы.

Весной 1885 года, утомлённый душевно и физически, Иван Сергеевич приостановил свое издание и провёл несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, — у него была болезнь сердца, от которой он и умер 8 февраля (27 января по старому стилю) 1886 года в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

Сочинения И. С. Аксакова были изданы его женой в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.

Поэт, взгляни вокруг! Напрасно голос твой
Выводит звуки стройных песен:
Немое множество стоит перед тобой,
А круг внимающих - так тесен!
Для них ли носишь ты в душе своей родник
Прекрасных, чистых вдохновений?
Для них! Народу чужд искусственный язык
Твоих бесцветных песнопений,
На иноземный лад настроенные сны
С тоскою лживой и бесплодной...
Не знаешь ты тебя взлелеявшей страны,
Ты не певец ее народный!
Не вдохновлялся ты в источнике живом
С народом общей тайной духа,
Не изучимого ни взором, ни умом,
Неуловимого для слуха!
Ты чужд его богатств! Как жалкий ученик,
Без самородного закала,
Растратишь скоро все, чем полон твой родник,
Чем жизнь заемная питала!
Пусть хор ценителей за робкий песен склад
Тебя и хвалит и ласкает!..
Немое множество не даст тебе наград:
Народ поэта не признает!

Родился в селе Надежино Оренбургской губернии. Младший сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной.

В 1827 году семья переехала в Москву. Первоначально воспитывался дома. В 1838 году в Петербурге поступил в только что основанное Училище правоведения, которое окончил в 1842 году. Вернулся в Москву и начал служить в Сенате. Но вскоре поступил сначала в Калужскую, а затем в Астраханскую уголовные палаты. В 1849 году перешел в Министерство внутренних дел в качестве чиновника особых поручений. Был послан с секретным поручением в Бессарабию.

17 марта 1849 года Аксаков был арестован и доставлен в штаб корпуса жандармов. Поводом к аресту послужили его письма к отцу, в которых был заподозрен противоправительственный дух. Император Николай I ознакомился с делом Аксакова и выдал предписание жандарму: «Призови, прочти, вразуми и отпусти». 22 марта Аксаков был уже освобожден.

В том же году был командирован в Ярославскую губернию для ревизии городского управления, за которую взялся с большим рвением. Современники отмечали необыкновенную работоспособность Аксакова: «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи».

В 1852 году вышел в отставку и посвятил себя журналистике. Начал с издания «Московского сборника», который был запрещен в 1853 году. Принял предложение географического общества описать торговлю на украинских ярмарках, для чего почти год путешествовал по Малороссии. Издал «Исследование о торговле на Украинских ярмарках».

В 1855 году во время Крымской войны поступил в ополчение в Серпуховскую дружину.

В 1857 году путешествовал за границей.

В 1859 году издавал газету «Парус», которая вскоре была запрещена. Вместо нее стал выходить еженедельный журнал «Пароход», однако, затем Аксаков перешел в «Русскую беседу».

Весь 1860 год путешествовал по Европе, сопровождая больного брата Константина. Познакомился со многими выдающимися политическими и литературными деятелями западного и южного славянства.

В 1861 году он начал издавать газету «День», просуществовавшую четыре года. В 1867 году Аксаков издавал «Москву», выпуск которой неоднократно приостанавливался. С 1880 года до своей смерти издавал «Русь».

Кроме журналистики Аксаков много уделял времени общественно-политической деятельности, принимая активное участие в Славянском комитете. Его гражданская позиция во время войны за освобождение Болгарии принесла ему популярность, как в России так и в Болгарии. В конце 1870-х годов выдвигался на Болгарский престол.

С 1865 года женат на Анне Федоровне Тютчевой – дочери поэта Федора Ивановича Тютчева.

Умер скоропостижно в Москве от болезни сердца. Похоронен в Троице-Сергиевской лавре под Москвой. Император Александр III откликнулся на смерть писателя, направив телеграмму его вдове: «Императрица и Я с душевным прискорбием узнали о внезапной смерти вашего мужа, которого уважали как честного человека и преданного русским интересам».

АКСАКОВ Иван Сергеевич , российский публицист, общественный деятель, литератор, издатель, предприниматель; один из идеологов славянофилов. Дворянин. Сын С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. Окончил Училище правоведения (1842). В 1842-48 годах служил в 6-м (Уголовном) департаменте Сената, затем в МВД. В 1845 году дебютировал как поэт. Неоконченная поэма Аксакова «Бродяга» (1846-50) - первый опыт народной эпопеи, сюжетно и ритмически предвосхитивший поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В 1851 году Аксаков вышел в отставку в знак протеста против обращённого к нему требования министра Л. А. Перовского «прекратить авторские труды». Под впечатлением от службы написал сатиру «Судебные сцены, или Присутственный день уголовной палаты» (1853, опубликована в 1858 году). В 1853 году по поручению Русского географического общества изучал ярмарки на Украине (в 1858 году опубликовал исследование о них). В 1857 году в Лондоне встретился с А. И. Герценом, стал его тайным корреспондентом (до 1863 года около 30 публикаций в «Полярной звезде» и других изданиях за подписью «Касьянов»), Редактор-составитель славянофильского «Московского сборника» (1852; 2-й том запрещён цензурой, сам Аксаков до 1858 года лишён права быть редактором или издателем), редактор журнала «Русская беседа» (1858-59) и др. В 1861-65 годах издавал и редактировал газету «День», в 1867-68 - газету «Москва» (на средства, собранные московскими купцами; отстаивал в ней протекционистские идеи), в 1880-86 - газету «Русь». Член Общества любителей российской словесности, в 1872-74 годах его председатель. Один из организаторов Московского купеческого общества взаимного кредита (1869; стало крупнейшим среди обществ взаимного кредита в Российской империи), директор (1869-78) и председатель (1878-86) его правления.

Аксаков полагал, что прежнее государственное устройство («времён Алексея Михайловича») не годится для России, что сочувствовать можно только началам, заложенным в допетровской Руси. Он сформулировал «теорию обратного прогресса» России по отношению к западноевропейским государствам, считал, что древние законы на Руси были «милосерднее нынешних», а народ обладал большим влиянием на жизнь государства. Аксаков отстаивал идеи о чуждости насильственных переворотов русского исторического пути, критиковал Западную Европу, для которой были характерны революции. Выдвинул идею создания всесословного земства, начиная с волости, и созыва общерусского Земского собора для возрождения древней традиции публичного обсуждения государственных и общественных дел («О настоящем значении наших древних земских соборов», 1882). В сущности, он предлагал ограничить власть царя волей народа, считая единственным условием законности царской власти народную поддержку. Выступая, по-видимому, сторонником самодержавия, Аксаков разграничивал русское самодержавие, немецкий абсолютизм и азиатский деспотизм, считал, что русский самодержец подчиняется не только формальному закону, но и нравственному, внутреннему («Самодержавие не есть религиозная истина», статья написана примерно в 1868-69 годах). Критиковал проникновение со времён Петра I принципа казённости во все сферы народной жизни и призывал государство отказаться от стеснения общественной и частной жизни («Как началось и шло развитие русского общества», 1864).

Аксаков скептически воспринимал идеальные представления К. С. Аксакова и «старших» славянофилов о народе, считал наивными их попытки объяснить жизнь народа с позиции теории национальной самобытности, однако разделял представления о цельности и естественности народной жизни, от которой высшие сословия уже отошли. Испытывал чувство вины за социальное неравенство; наблюдая его, пришёл к выводу, что 7/8 человечества живёт «животной жизнью» (т. е. неосмысленной) и что «бессознательный» быт народа неминуемо подлежит разрушению. Полагал, что именно самосознание обеспечит дальнейшее развитие России; государству Аксаков отводил, хотя и важную, но всё же второстепенную роль защиты, поддержки народа. Предложил дополнить схему К. С. Аксакова (в России две главные силы - «земля», то есть народ в целом, и «государство», т. е. управление) новым элементом - «общество», которое определил как «народ самосознающий». Выступал за гражданское равенство, предлагал дворянству заявить о своём самоупразднении как сословия. Считал, что отсутствие гласности означает смерть общества; высказывался за отмену цензуры, а дела о «преступлениях печати» предлагал передавать в специальный суд с участием присяжных. Был также сторонником открытого состязательного судопроизводства, хотя судебную реформу 1864 года рассматривал как попытку воплощения на русской почве западноевропейских принципов, чуждых духу русского народа.

Непременным условием для возникновения и укрепления самосознания, по мнению Аксакова, являлась отмена крепостного права. Он выступал за освобождение крестьян с землёй, критиковал славянофилов, участвовавших в разработке проекта крестьянской реформы 1861 года, за непоследовательность и консерватизм. Вместе с тем был сторонником соблюдения интересов и крестьян и помещиков. Описывая общину крестьян, занимавшихся подсобным промыслом («О замечательном ремесленном устройстве в некоторых селениях Ярославской губернии», 1852; запрещена цензурой), Аксаков восхищался возможностью справедливого устройства хозяйственной жизни (каждая семья получала заказы и имела заработки). Он считал, что община, обеспечивая взаимопомощь, соответствует понятиям русского народа о справедливости.

Аксаков выступал за религиозное равноправие, свободу совести, хотя и отдавал предпочтение православию. Не принимая веру раскольников, изучением которых занимался по поручению МВД в 1848—1849 годах, он и не осуждал их. Некоторые славянофилы (например, А. И. Кошелёв) упрекали Аксакова в «неправославном» взгляде, близости к протестантизму. Вполне в духе славянофильской теории Аксаков утверждал, что все славяне, а русские в особенности,- «страшные дети»; их задача - осознать своё предназначение. В 1857 году Аксаков один из создателей (с 1875 председатель) Московского славянского благотворительного комитета (с 1877 Славянское благотворительное общество, смотри Славянские благотворительные общества), первоначально придавал его деятельности просветительский и благотворительный характер. В наиболее болезненном польском вопросе Аксаков занял особую позицию: признавал право поляков на независимость, но осудил Польское восстание 1863-64 годов и поддержал его подавление, вследствие чего полностью разошёлся с А. И. Герценом. В конце 1860-х - 1870-е годы под влиянием учения о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского, идей Ф. И. Тютчева (тесть Аксакова с 1866 года) и Ф. М. Достоевского взгляды Аксакова стали близки панславизму — он стремился ускорить политическое освобождение славян. По мысли Аксакова, славянам не было «спасения вне России». Он выступил одним из инициаторов Славянского съезда 1867 года (смотри Славянские съезды). Призывал оказать максимальную поддержку начавшимся в 1875 году восстаниям в славянских землях на территории Османской империи; Московский благотворительный комитет собрал средства на нужды восставших, пытался отправить им на помощь отряд добровольцев во главе с генералом М. Г. Черняевым.

Аксаков публично осудил решения Берлинского конгресса 1878 года и согласие России на расчленение Болгарии, назвал его «изменой историческому долгу» России, за что был выслан из Москвы, провёл несколько месяцев в имении Варварино в Юрьевском уезде Владимирской губернии. Аксаков - автор основанного на материалах из семейного архива историко-литературного труда «Фёдор Иванович Тютчев. (Биографический очерк)» (1874). Письма Аксакова— важный источник сведений по истории русской литературы и общества.

Соч.: Соч. М., 1886-1887. Т. 1-7; И. С. Аксаков в его письмах. М.; СПб., 1888-1896. Т. 1-4; Письма к родным. 1844-1849. М., 1988; Письма к родным. 1849-1856. М., 1994; Литературная критика. М., 1981 (совм. с К. С. Аксаковым); Отчего так нелегко живется в России? М., 2002. Лит.: Lukashevich St. I. Aksakov. 1823-1886. А study in Russian thought and politics. Camb. (Mass.), 1965; Цимбаев Н.И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978.

Литература