Зимнее утро из моего окна. Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения “мгла носилась” , “вьюга злилась”.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Тема

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Жанр

Его легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Итак, жанр – это пейзажная лирика. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – так называемый смешанный: женская рифма в сочетании с мужской работает на передачу настроения.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение – “как бледное пятно”.
  • Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения , такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица” .

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 237.

Зимнее утро необыкновенно красиво. В небе медленно гаснут звезды. Тонкая полоса алой зари начинает окрашивать темный небосвод. Все в мире неподвижно. Царит спокойствие и тишина. Долго и неторопливо пробуждается день. Когда я открываю окно, моя комната наполняется чистым, свежим воздухом. За ночь трескучий мороз нарисовал на моем стекле причудливые узоры.

Приятно уйти в лес зимним утром. Надев лыжи, отправляюсь на прогулку. Отвыкшее от зимнего холода лицо мерзнет, но сам я одет тепло, легко и свободно. Что может быть лучше активного отдыха?

В зимнее тихое утро я вхожу в смешанный лес. Утонувшие в снегу березы, дубы, осины, сосны, ели молчаливо встречают меня. Они облачились в свои белые шубки. Под косыми лучами утреннего света снег на их ветвях переливается и блестит, словно все вокруг покрыто драгоценными кристаллами. Кусты усыпаны снежинками. Зима укрыла их своим теплым одеялом.

В лесу очень тихо. Идешь, и только снег под ногами скрипит, словно поет разными голосами. Нельзя нарушать тишину этого царства! Здесь такие порядки. Не спеша двигаюсь лыжной тропой, любуюсь красотой и величием зимней природы. Сделаю круг, потом второй, затем третий. Морозный воздух наполняет меня, придавая сил и бодрости.

Вдруг неподалеку качнулась ветка, будто вздрогнула. Может это зимняя птица, пробудившись в тихое утро, полетела по своим важным делам? Или белочка - рыжая красавица спешит в свое убежище? Многие звери проведут зиму в норах и берлогах. Они, сделав запасы еды, ушли на зимний отдых. Но некоторые дикие животные вышли на утреннюю охоту. Они оставили следы своих лап на искрящемся снегу. А вот и заячьи следы. Сегодня утром он искал себе корм. Заяц не боится суровых морозов, благодаря своей белой шубке, зимой он становится невидимым для хищников. У каждого свой путь.

Меня ждет дорога домой. Не хочется покидать этот удивительный лес. Солнце уже высоко - высоко застыло над землей. Оно светит ярко в синем небе. Совсем скоро я, уставший от длинного пути, но абсолютно счастливый, зайду в свой теплый дом, где ждет меня горячий чай и ароматная выпечка. Буду с трепетом вспоминать свое утреннее приключение и с нетерпением ждать следующей прогулки лесным тихим утром.

2 сочинение

Я просыпаюсь, мои ноги холодны под одеялом. В комнате странно тихо, когда я вылезаю из кровати и смотрю в окно. Я вижу мир, покрытый морем белого снега. Спешу одеться и отправиться к задней двери. Сегодня пойду через свой заснеженный двор.

Я останавливаюсь у двери, молча наблюдая за падением снега. Крошечные ледяные кристаллы мирно спускаются с неба, покрывая белый мир.

Дверь скрипит, когда я её открываю, и я осторожно ступаю на заднее крыльцо, чтобы не поскользнуться и не упасть. Теперь у меня есть полный обзор нашего заднего двора, зимнего рая, покрытого снегом. Когда спускаюсь по ступенькам к тротуару, скрип деревянных ступеней сочетается с хрустом снега под моими ногами, словно два инструмента в оркестре, которые звучат в сладкой тишине вокруг меня. Белый, хлопковый порошок покрывает ветви деревьев. Когда иду по тротуару, я вижу машину, стоящую под толстым слоем снега. Собаки бегут ко мне навстречу, оставляя следы лап на снегу. Я приближаюсь к подъездной дороге и соскребаю снег с окна машины, заглядывая внутрь. Порошок охлаждает мою руку, поэтому я кладу её в карман, чтобы согреть. Снег начинает падать сильнее. Я брожу вокруг машины, хрустя снегом под ногами.

Слышу щебетание птиц и иду к кормушке, где несколько маленьких синичек прыгают по земле. Снег усыпан крошечными отверстиями, где семена упали с кормушки. Птицы улетают, когда я подхожу.

Продолжаю идти и набираю снег из земли в мою руку. Сформировав снежную массу в снежок, я бросаю его в ствол дерева. Снег рассеивается. Я иду мимо птичьей затоки и вижу, что вода замерзла. Снег падает еще сильнее, из-за чего стало трудно смотреть. Я закрываю глаза и чувствую, что меня бомбардирует крошечными кусочками льда. После того, как снег стихает, продолжаю идти сквозь белое море.

Я касаюсь кедра, и снег падает на землю, как сахарная пудра, обнажая зеленые иголки внизу. Начинаю идти по тропе к пруду. Собаки вскакивают и с нетерпением следуют за мной, скачут по тропе позади меня.

В лесу тихо. Единственные звуки - моё дыхание и хруст снега под моими ногами, а также несколько птиц, щебечущих на ветках выше меня. Я вижу пруд за следующим рядом деревьев. Обычно тёмная дыра теперь покрыта белым. Собаки бегут впереди меня по заснеженному пруду. Лёд держит их, когда они бегут на другую сторону. Я испытываю лёд у себя под ногами, и он слегка трескается, поэтому решаю не рисковать и не выходить на пруд один.

Возвращаюсь к тропе и продолжаю идти, замечая заснеженный забор. Забор ведёт меня по кривой к ныне спящим ягодным кустам, вниз по холму и вверх по другому холму, завершая небольшую петлю, ведущую обратно на поляну моего заднего двора. Я подхожу к саду и вижу большой покрытый сеном прямоугольник, усыпанный снегом. Спускаюсь на другую сторону заднего двора, на другую тропу, ведущую в лес. Я иду по короткому пути ко второму пруду, и он также замёрз и покрыт снегом.

Чувствуя себя замерзшим, поэтому решаю вернуться внутрь дома и позавтракать. Я иду по тропе и вижу свой дом в нескольких метрах. Подходя к подъездной дороге, вижу, что окно машины покрыто ещё одним тонким слоем снега. Бегом поднимаюсь по ступенькам в дом, стряхивая снег с перил крыльца. Собаки грустно смотрят на меня, и я глажу их, прежде чем войти внутрь. Обещаю, вернусь позже.

Крутяк! 28

Зима. Именно в это время года утро кажется особенно волшебным. Все вокруг неподвижно, все застыло. Виновники тому - мороз и стужа. Это они покрыли деревья ледяными корками так, что они и пошевелиться не могут. Кажется только, будто березы время от времени слабо покачивают своими тонкими заледенелыми веточками, и раздается еле слышный звон.

Зимнее утро отличается еще и необыкновенной тишиной. Ни людей, ни птиц, ни каких-то животных уличных нет. Все спят, всем холодно. Даже солнца еще не видно, оно не выкатилось пока из-за горизонта. Тоже чувствует, что рано, и что можно сладко поспать еще несколько минут.

Вот линия горизонта начинает краснеть. Это значит, что солнце все-таки решило проснуться. Наконец-то! Сейчас зимнее утро озарится великолепным светом первых его лучей. Линия становится ярче и толще, очертания леса где-то вдалеке становятся более четкими. Вот, наконец, появляется первый луч, похожий на свет от огромного фонарика. Он недолго будет одинок, через секунду к нему уже присоединятся другие лучи, такие же как первый. А пройдет еще пара минут, и из-за горизонта выкатится само солнце, огромное, выспавшееся и сияющее. Появляется ощущение, будто оно только что умылось, так ярко оно блестит и сверкает. Своей яркостью солнце заражает все вокруг: деревья, снежные сугробы и дорожки, дома. Теперь и они тоже начинают блестеть и сверкать, переливаясь и ослепляя всех, кто посмеет приблизиться к ним.

В такое утро не хочется сидеть дома. Хочется выйти и пройтись по этому сияющему снегу, который похож на огромное собрание крошечных бриллиантов. Он не выглядит мягким и пушистым, наоборот, кажется, что это плотный ковер из маленьких кусочков твердого льда. В голове уже сейчас раздается оглушительный хруст, который обязательно появится, когда ступишь на дорожку или зайдешь в сугроб. И даже солнце кажется таким теплым-теплым. Ведь оно так ярко светит!

Все это так и манит к себе, зовет на улицу. Но не все так идеально и радужно! На улице в такое время просто невыносимо холодно. Солнце не греет как летом, да и не должно оно так греть. А вот ослепляет, конечно, сразу. Кажется, будто и воздух застыл, не шевелится. Даже дышать тяжело. Щеки сразу становятся ярко-розовыми, почти красными. Это их преобразил кусачий мороз. Нос тоже краснеет за минуту. Пальцы на руках, если ими не шевелить, сразу превращаются в непослушные деревянные палочки. Но если одеться потеплее и пробежать по хрустящему скрипучему снегу, может стать даже жарко.

Зимнее утро - прекрасное время. Его не испортят ни ужасный холод, ни болезненно слепящее глаза солнце. С такой красотой, которая бывает только ранним утром, когда-нибудь в январе или феврале не сравнится ничто. Я очень люблю такие холодные, почти безжизненные, тихие утра. Приятно наблюдать за восходом солнца, смотреть, как меняется все вокруг, как выходят из своих теплых квартир люди и торопятся на работу. Как правило, утро зимой, в такой мороз, безоблачное, поэтому можно долго следить еще и за игрой солнечного света.

Еще больше сочинений на тему: «Зимнее утро»

Это мое обычное утро, которое начинается с завтрака и пробежки в школу. Но сегодня оно совсем необычное: я увидел в окно, что наконец-то выпал снег и покрыл надоевшие серые дороги. Еще вчера его не было, неделю в бесснежном городе жили жестокие морозы, все люди ходили посиневшие и злые, закутанные в разные теплые одежды и никак не согревались. Но сегодня все иначе: я вышел на улицу и увидел, что люди стали другими, они повеселели, обрадовались новому, снежному зимнему утру. Выпал снег, пробилось солнце - и потеплело, мороз стал легким, от такого никто не замерзает. Вот утро, которого все ждали.

Деревья в парке и вокруг школы покрылись тонким слоем снега и инея, в воздухе засверкали тысячи серебряных дождей, хоть снимай и запасай для новогодней елки! Школьная детвора пытается слепить снежки, но снег еще не влажный, он совсем «молодой», снежки не получаются. Зато сколько радости и веселья! Кого-то уже повезли на санках, но санки цепляются за асфальт и скрежещут железом, только это не главное - зато выпал снег!

Но есть и те, кому снег совсем не нравится. Например, дворники сердито загремели снеговыми лопатами, хотя слой снега всего пять сантиметров и его можно смести метлой. Вышли счищать снег с машин хозяева автомобилей, деловито зашаркали щетками: вот еще этот снег, зачем он только выпал, столько хлопот с ним. Больше всего он мешает голубям: они никак не усядутся на обсиженные подоконники и недовольно взлетают на крыши. Коты обходят любимые лавочки стороной, потому что на них сидеть неуютно и холодно.

Но это в городе, а как здорово сейчас в лесу! Белой легкой тканью накрыло кроны деревьев, они искрятся под солнцем, как в сказке. Птицы и звери пишут на белых страницах полян свои следы-строчки, по которым знающие могут определить, кто, зачем, куда пошел. Нарядно смотрится под снегом боярышник, красные гроздья ягод привлекают птиц и белок. Ели топорщат иголки веток с маленькими шишками. Великаны-сосны гордо стоят под заснеженными шапками и сторожат порядок и тишину. Только недовольно дрожит ольха - ей не нравится, что снег лег на ветви. В лесу стоит волшебная тишина, которая изредка нарушается дальним криком вороны и потрескиванием стволов старых деревьев.

С удовольствием хотелось бы попасть в утренний лес, полюбоваться на красоту заснеженной природы, но надо спешить в школу. А после уроков с друзьями пойдем в парк полюбоваться заснеженными деревьями и подышать морозным воздухом.

Источник: сезоны-года.рф

Зимнее утро необыкновенно красиво, особенно если светит солнце. Иней покрывает деревья и кусты, придавая им сизый оттенок, и они стоят неподвижно, словно заколдованные. Когда солнечный свет попадает на это убранство, оно начинает мерцать. Яркое, хоть и холодное зимнее солнце придает сказочности пейзажу.

Зимой светлеет позже, чем летом, и поэтому, когда просыпаешься на первый урок, за окном еще темно. Пока собираешься, небо постепенно светлеет, а когда выходишь, уже совсем светло. Мороз щиплет за щеки, а под ногами хрустит снег. Иногда по дороге в школу попадаются «скользанки» - небольшие участки раскатанного льда. И ты, разгоняясь, проезжаешь на ногах пару метров. Мало кто может удержаться и пройти мимо. Малышей везут в детский сад на санках, а они сидят, тепло укутанные, из кучи одежды выглядывает только маленький нос.

Жизнь в городе просыпается. Во дворы выходят хозяева машин и начинают сметать с них снег и счищать с окон наледь. Дворники расчищают дорожки и посыпают их песком или солью. Дворовых котов не видно, они где-нибудь греются. А голуби сидят на проводах, на снегу им неуютно. На некоторых деревьях и подоконниках висят кормушки с хлебом и зерном. Птицы прилетают туда поживиться и устраивают забавную возню.

Окрашивая утреннее небо, солнце предпочитает холодные тона, желтого цвета среди них не встретишь, в основном – белый, голубой, лиловый. В этом есть своя прелесть. Воздух холодный и свежий, им хочется дышать поглубже, но боязно – можно заболеть. Если поднимается ветер, он сметает верхний слой снега с деревьев и домов, и тогда в воздухе появляется серебристая дымка.

Утро зимой длится недолго. На смену ему приходит короткий день, и уже в пять часов снова темнеет, на небе зажигаются звезды, и вновь нужно ждать следующего утра.

Источник: sdam-na5.ru

Зимой солнце встаёт поздно. Но наблюдать за его восходом просто замечательно. Видеть, как темнота постепенно отступает, как всё пробуждается ото сна, как птицы, ещё не отогревшись после ночного холода, отправляются на поиски корма – всё это очень интересно.

Но больше всего мне нравиться зимнее утро после небольшой оттепели. Вот тут только можно по достоинству оценить мастерство матушки-зимы, увидеть зиму во всей её красе. Представьте себе, что вы выходите из дома. Ещё не рассвело. Везде лежит ночной мрак. Лишь на востоке небо начинает понемногу светлеть. Но проходит несколько минут, и солнце поднимается из-за горизонта.

У вас захватывает дух от открывшейся картины. Деревья, накануне вечером стоящие темными великанами, теперь преобразились. Нет темных мрачных стволов и веток. Всё они разукрашены серебром. Каждая веточка сверкает в лучах солнца, каждый изгиб переливается всеми цветами радуги.

А взгляните на сосну или ель. Где их зелёный наряд? Он превратился в серебристо-зелёный. Каждая иголочка приобрела невероятный оттенок. И какие ели стали пушистые. Кажется, что их укрыли теплым одеялом. Могучие сосны приобрели какую-то девичью хрупкость и беззащитность.

А вот небольшое деревце. Вы прекрасно знаете, что оно ничем не примечательно. Но, глядя на него сегодня, вы не можете оторвать глаз. Деревце стало вдруг хрустальным. Куда делись его обычные ветки? Где коричневая неказистая кора? Ничего не осталось от прежнего уродца. Волшебница-зима превратила его в маленького красавца с хрустальными веточками. Они выглядят такими хрупкими, что, кажется, дотронься до них, и они, зазвенев, разлетятся на тысячи сверкающих осколков.

Идёшь по знакомой аллее и не узнаёшь её. Как будто ты попал в сказку. Всё так невероятно красиво. Сугробы снега сверкают миллионами огоньков. Искрятся ветки деревьев, ограда. Даже под ногами рассыпано серебро, словно кто-то встречает дорогого гостя и украсил для него дорожку. А если случайно заденешь ветку, то на тебя тотчас посыплется серебряный дождь.

Невозможно передать всего великолепия зимнего утра. Нужно это увидеть своими глазами. Только тогда можно понять, как прекрасна зима. Сколько волшебства она дарит людям, с какой любовью украшает окружающий мир. А морозный воздух ни с чем не сравнить. Он такой свежий, чистый, как вода в роднике. Я люблю зиму. Люблю узоры на стекле, шапки снега на деревьях, сверкающий иней. Это просто великолепно!

Сочинение на тему “Обычное зимнее утро”

Солнечным зимним утром очень красиво. Деревья и кусты стоят неподвижно, как после волшебного заклинания. Ветки украшают блестящие россыпи инея, как драгоценные камни. Снег и иней полностью преображают серые очертания домов, деревьев и лавочек. Под солнечными лучами они необычно сверкают и переливаются ослепительным мерцанием. Холодный, но яркий солнечный свет делает привычный пейзаж сказочным.

Зимнее утро наступает позже, чем летом. Пока я собираюсь в школу на улице еще темно. Но когда позавтракаешь и оденешься, за окном уже светлеет. По дороге в школу мне нравится протаптывать дорожки в снегу, оставляя после себя следы. Солнце еще не светит ярко, как днем, и иногда стоит туман. Зимний мороз щиплет лицо, обжигая щеки и лоб. Если прислушаться, можно услышать, как под ногами всех прохожих тихо похрустывает снег.

Что можно увидеть в зимнее утро

Под заснеженным покрывалом дорожки может прятаться прочная корка льда. Зная такие места, можно заранее разогнаться и проехаться стоя несколько метров. Если не заметить ледяного катка, можно поскользнуться, поэтому нужно идти аккуратно. Я всегда пропускаю родителей с санками, на которых сидят укутанные малыши. Их укрывают теплыми одеялами, из шарфиков и шапок торчат только носы и блестят глаза. В сильный мороз даже на шапках и одеялах появляется иней, это замерзает дыхание малышей.

Мне нравится наблюдать, как зимним утром просыпается город. Хозяевам машин, которые оставили их во дворе, приходится сметать них снег и чистить стекла от ледяного налета. Можно увидеть, как по главной дороге едет большой бульдозер или трактор, расчищая ее от снежных сугробов для легковых машин. А во дворах дворники откидывают лопатами снег с дорожек и посыпают их солью, смешанной с песком. Если дорожка посыпана камешками, они обязательно пристанут к подошве и смешно цокают по ступенькам школы.

Днем на расчищенных от снега лавочках можно встретить дворовых котов, греющихся на солнышке, а утром их нигде не видно. Только на проводах сидят голуби и воробьи, на снегу им сидеть холодно. Некоторые деревья, окна и балконы украшают кормушки. Их делают из пластиковых бутылок, пакетов из-под сока или коробок. Хлеб и зерно, это лучшее угощение для городских птиц холодным зимним утром. Интересно смотреть как к полной кормушке слетается много птиц и они устраивают смешную возню, стараясь съесть побольше.

Над оживающим городом поднимается холодное зимнее солнце. Сначала оно окрашивает край неба в холодные цвета, превращая серое полотно в голубую синеву. В холодном и обжигающем воздухе можно заметить пар, когда дыхание превращается в испаряющееся облачко. Налетающий порыв ветра срывает верхний слой снега и в воздухе начинается водоворот снежинок.

Зимнее утро быстро сменяет день, который длится недолго. Вечером на небе зажигаются яркие звездные огоньки и только с рассветом пропадают.

О.И. АЛЕКСАНДРОВА,
п. Рощино,
Челябинская обл.

Тема: «Сочинение-описание “Зимнее утро в лесу”».

(Проводится после изучения темы «Лексика».)

Цели урока:

1) Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
2) Показать роль деталей в художественном описании.
3) Закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова.
4) Воспитать потребность самостоятельной работы над художественным словом.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы. (Конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами.) Запишем их:

особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный ...

Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным . Хотели бы вы стать волшебниками?.. Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима... правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?
Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах...
Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают волшебницу зиму мастера художественной литературы – писатели и поэты. (Отрывки из художественных произведений с описанием зимы могут подобрать и даже выразительно прочитать сами дети (в качестве домашнего задания к этому уроку).
Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться.
Итак, что же мы будем описывать? (Учитель подводит детей к теме «Зимнее утро в лесу».) Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать. Запишем некоторые из названных слов:

лес, березы, сосны, снег, утро...

Никто еще не знает, как красив зимний лес ранним утром. Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще мертвые, нам нужно попробовать оживить их. В каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля. (Использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т.д.)
Используя олицетворения, опишите состояние леса ранним утром. Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким: Лес еще спит .
Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы снег был пушистым, – он будет таким. Захотим, чтобы он был похожим на эскимо, – и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чуда не произошло, но все в наших силах.
Попробуем подобрать определения к записанным существительным (по схеме: прил. + сущ.): зимний лес, белоствольные березы, пушистый снег, раннее утро...
Выполним упражнение, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу:

туман
белизна
дуновение
тишина
одеяние

нетронутый
жемчужный
пышный
легкий
волшебный

Какого цвета зимнее утро? Подберите синоним к слову белый . Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, причем показать цвет зимнего утра мы можем так, что нам даже не понадобится слово белый . Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните лакуны.

___________ березки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в __________ тумане _________ утра .

Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?
Как вы думаете, белый цвет – теплый или холодный? Почему?
Как можно описать холод зимнего утра? Что чувствуют деревья? Вспомните, какие чувства испытываете вы, лежа утром в теплой постели? (Так уютно под одеялом, не хочется вставать, еще бы чуть-чуть понежиться...) Расскажите, что происходит в лесу. Если вам трудно сделать это самостоятельно, воспользуйтесь клише. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках. Заполните лакуны определениями.

(Молчаливые, старушки, ...) сосны (зябко, недовольно, тяжело...) кутаются в ____________ шубы. (Дремлет, ежится от..., прячется, ...) _____________ пень, подоткнув под себя __________ одеяло.

Проверьте, нет ли неоправданных повторов. Прочитайте вслух. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?
А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент: умиротворение, шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, завывание, безмятежность.
Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.

Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) _____________ тишину ________ утра. Лишь иногда __________ дуновение ветерка __________ (нарушать, тревожить, беспокоить) ____________________ леса.

Проверьте; замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов.
И все-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в природе?
Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует...) Используем прием олицетворения: как солнце будит лес? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.

Но вот _______ лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и (что вдруг произошло?) от их _______________ прикосновения на ________ белизне _________________ снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились,...) __________.

Какое еще движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишете? (Птица вспорхнула, качнулась березка, вздохнула сосна...) Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.

На __________ ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное...) дерево _________ тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом...). В воздухе ________ _________ снежинки .

Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты вслух. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках.
А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком. В правописании каких слов вы сомневаетесь? Один из вариантов сочинений.

Зимнее утро в лесу

Лес еще спит. Белоствольные березки растворились в жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло.
Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой спящего леса.
Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой сном земли, и от их чудесного прикосновения на нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и заискрились веселые огоньки. На заснеженную ветку сосны взлетела птица, потревоженное дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали сверкающие звездочки.

Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, конец напишете дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем снежинки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме.

История