Экологический проект в начальной школе с презентацией. Проект на тему: "Экологическое образование младших школьников" Исследовательские работы детей по экологии

Экологический семейный проект для младших школьников

Основной целью экологического образования в дошкольном учреждении, является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании географических, климатических, национально-культурных особенностей жизни человека в уральском регионе.
Ориентиром в непрерывном экологическом образовании детей в период детства становятся: детская игра, художественно-литературное творчество, фольклор, общение, экологически грамотное поведение детей.
Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:
Воспитывать у детей:
- охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;
- стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
Формировать у детей:
- образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;
- умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
- представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;
- позитивное: бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

Мама:
Я сегодня сбилась с ног –
У меня спросил сынок:
Сын:
Что такое доброта?
Как беречь леса, луга?
Где живет скворец весной?
Что за мусор под сосной?
Птицы что зимой едят?
Как поделки мастерят?
Всё хочу узнать скорей,
Расскажи мне побыстрей!
Мама:
Ночью не могла я спать –
Стала думать, рассуждать…
Всё хорошее в жизни – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем!
Удивиться. Узнать, полюбить!

Стали чаще мы в лес выбираться,
Стали больше мы в парке гулять,
И весной и зимой наслаждаться,
Лето с осенью с радостью ждать!


Сын: Но под белою шапкою снега
Оказалась отходов гора.
Да недавно у стройной березки
Обломила сучок детвора…
Как сберечь природу нам?
Птиц веселых песни?
Мама: Мы плакаты для людей по лесу развесим!

Сын: Бутылку, ложку и стакан
на землю не бросаем!
Поделки смастерим из них,
И смело в ход пускаем!
Тюльпаны, веер и сова,
Лягушки, снеговик –
Вот так ненужный материал
Преобразился вмиг!

Мама: Сынок мой улыбнулся,
И тут же погрустнел…
Скворцы скоро вернутся,
А дома у них нет….

И с тем вопросом к папе
Сынок скорей бежать:
Давай скворечник делать,
Я буду помогать!
Ножовка, доски, молоток,
Мелькают беспрерывно,
Гордится папою сынок,
А тот гордится сыном!

Сын: Работа кончена! Ура!
скворечник наш готов!
Селиться вам, скворцы, пора!
И заводить птенцов!
Мама: Крошка-сын к нам подошел,
И промолвил кроха:
Сын: Беречь природу – хорошо!
Губить природу – плохо!
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоят
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!

Мама : Скоро вырастут наши дети.
Это жизни таков удел.
Но мы верим тропинка эта
Станет дорогою добрых дел!









Презентация на тему: Экологический семейный проект в начальной школе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Проект на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Выполнила: Чижикова Татьяна Михайловна, учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района

Научный руководитель: Павлова Ирина Равильевна, доцент кафедры методики преподавания естественнонаучных дисциплин, к.п.н.

г. Казань, 2011г.

Оглавление

    Введение. 3

    Актуальность. 6

    Организация исследовательской деятельности учащихся. 7

    Результат. 11

    Литература. 13

    Приложение.

    Введение.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Она является одной из прогрессивных форм обучения в современной школе, позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят.

А что привлекает к исследовательской деятельности самих учащихся? Конечно, прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных. Немаловажное значение имеет престижность- участие в разных конкурсах повышает авторитет школьника в среде товарищей.

Наконец, некоторые вузы учитывают при поступлении на учёбу дипломы и сертификаты абитуриентов, полученные ими на конференциях и конкурсах различного уровня.

Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдалённой от научно-исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно, ведь задача учителя, говоря словами В.Розова: «разгребать груды камней- а вдруг под ними окажется человек».

Экология как наука, учебный предмет дает большие возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии и химии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

Цель:

научить учащихся работать с научной литературой, познакомить с методами научных исследований, со способами применения ИКТ на разных этапах исследования, развивать умения по подготовке публичного выступления и защите исследовательской работы.

Задачи:

Формировать и развивать творческие способности ученика;

Развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

Создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

Заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Постараться развивать у ученика коммуникативные умения и навыки.

Проблема:

Создать условия для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся, комфортных условий для ведения успешной исследовательской деятельности и успешного взаимодействия учителя и ученика в этой деятельности.

    Актуальность.

В настоящее время исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.

    Организация исследовательской деятельности учащихся.

Приведенный перечень целей и задач не исчерпывает всех целей, достигаемых применением в обучении исследовательского метода, но в качестве ориентира для учителя, решившего работать этим методом, он вполне достаточен.

Учителя и школьники в процессе совместного исследования проблемы учатся следующему:

    сотрудничеству и сотворчеству;

    наблюдению и отбору фактов;

    постановке проблем и видению их решения;

    определению цели исследования;

    постановке задач исследования;

    умению формулировать гипотезы;

    умению планировать эксперименты;

    умению работать с информацией – искать, отбирать, анализировать;

    применять полученные знания для достижения своих целей;

    конструировать новые способы деятельности;

    анализировать полученные результаты.

Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся и общеучебным умениям, а именно:

    планировать работу;

    оформлять результаты исследования и саму работу;

    письменно и устно представлять результаты работы;

    защищать свою точку зрения.

Таким образом, исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

Исследовательскую работу учащихся, чаще всего мы проводим во внеурочное время, хотя и на уроках можно практиковать решение некоторых проблем и задач при постановке лабораторных опытов и обсуждать полученные результаты. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, множество других общественно-полезных дел, а длительная работа может просто надоесть ученику.

Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы исследовательской деятельности.

Одной из серьезных проблем исследовательской работы является выбор ее тематики. Дело в том, что исследовательская деятельность многозначна и осуществляется с различными педагогическими целями. В одном случае, она направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все учащиеся занимаются решением проблемных задач или ставят опыты на пришкольном участке. Ученики могут и не интересоваться биологией, но занимаются при этом исследовательской деятельностью, и она приносит определенную пользу. В других случаях, тема работы – это предмет активного интереса ученика, которая выступает как объект изучения, так и собственно исследования. И если в первом случае уровень сложности работ относительно не велик, то во втором случае трудно даже предусмотреть, какие дополнительные шаги придется совершить исследователю для достижения поставленной цели. Все это необходимо предусмотреть, планируя разработку той или иной темы исследования.

Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы исследования, планирование и проведение новых экспериментов – это следующий шаг.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы:

    Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

    В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

    Практическая методика исследования выбранного явления.

    Собственный экспериментальный материал.

    Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться мыслить, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как ни какая другая учебная деятельность, помогает учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации, причём, независимо от выбора будущей профессии.

    Результаты.

Результатом организации исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ являются участие и победы на районных эколого-биологических и химических конференциях:

2008г - химическая конференция посвящённая 175-летию Д.И. Менделеева, грамота за 3 место;

2009г – химическая конференция посвящённая Казанской школе химиков, грамота за 2 место;

2009г – эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 3 место – исследовательская работа «Экология жилища»,

грамота за 3 место- экологическая выставка;

2010г – химическая конференция «Химия наша жизнь - наше будущее», грамота за 2 место;

2011г – эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 1 место, исследовательская работа «Исследование снежного покрова в районе с. Кулаево, расположенного вблизи автотрассы М-7 Волга»,

грамота за 1 место, экологический фотоколлаж.

    Выводы.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки «внести» в сознание ребёнка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность,- бесполезны. В результате работы над исследовательскими видами деятельности учащиеся овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество- способность учиться на собственном опыте и опыте других.

    1. Занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью необходимо всегда помнить о главном- нельзя делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

      Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ- лучше меньше, да лучше.

      Не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени.

    Литература

    1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. // Биология в школе №5 2006 с35-38

      Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.

      Демидов В.А. Биологические конкурсы. Как подготовить к ним ученика?//Биология в школе №4 2005- с.53-56

      Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.

      Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004,№1.

      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ВЛАДОС, 2001.

      Фамелис С.А. О научных исследованиях учащихся //Биология для школьников №4 2008 с.31

Используемые сайты интернета:

Приложение 1

Тема проекта: Исследование загрязнения снежного покрова на прилегающей территории к автотрассе Москва- Уфа М7 «Волга» в районе с. Кулаево Пестречинского района РТ.

Цель проекта: провести индикацию уровня загрязнения снежного покрова с помощью химического анализа в районе с.Кулаево Пестречинского района РТ.

Объектная область: экология

Объект исследования: водная среда

Задачи исследований:

    Практическое: сбор материала для исследования; подготовка материала к исследованию; проведение исследования (химический анализ снега).

Оборудование: Стеклянная посуда для проб воды, аналитические весы, спиртовка, штатив, чашка для выпаривания, мерный цилиндр, набор необходимых реактивов.

Введение.

Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.

Снежный покров- прекрасная возможность исследования загрязнений природной среды. Влияние автотранспорта на загрязнение снега является очень существенным. Снег является индикатором загрязнения атмосферного воздуха, а так же последующего загрязнения вод и почвы. Концентрация загрязняющих веществ в снеге на 2-3 порядка выше, чем в воздухе (Василенко В.Н. и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л., Гидромет., 1985). Измерения содержания загрязняющих веществ производятся достаточно простыми методами, при этом не требуется сложного оборудования. Снег является индикатором атмосферного загрязнения веществами: сульфатами, нитратами, аммонием, основаниями, тяжёлыми металлами, карбонатами, хлоридами и другими веществами.

Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования. Всего лишь одна проба по всей толще снежного покрова даёт представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы. Суммарная проба всех снегопадов усредняет все загрязнения как по направлению сноса, так и по времени. В этом её ценность, т.к. эта проба наиболее близка к среднему уровню загрязнения атмосферы в данном районе за период от начала формирования снежного покрова до времени отбора пробы (Сонин Г.В. Кондуктометрический метод анализа атмосферных осадков и природных вод.- Казань, 1997).

Для определения источников загрязнения необходимы данные наблюдений за погодой в период формирования снежного покрова,о преобладающих ветрах в данной местности, о рельефе местности.

Пестречинский район находится в северо-западной части Республики Татарстан. Через территорию района проходят важнейшие автомобильные трассы Казань- Набережные Челны(М7 «Волга») и Казань- Богатые Сабы. Площадь района 1362км 2 ; протяжённость района с севера на юг 37км, с востока на запад 38км. Поверхность района представляет волнистую равнину, наибольшая высота 204м. Климат умеренно- континентальный. Средне- месячные температуры воздуха от 18-19 0 C . Годовая сумма осадков 165мм. Село Кулаево расположено на автомобильной дороге Казань-Уфа в 8 км к юго-западу от с. Пестрецы и в 33 км от г.Казани. Население составляет 1094 человек. Производство: сельхоз продукция.

Накапливая различные загрязнения, снег является источником загрязнения подземных вод и почвы.

В с. Кулаево Пестречинского р-на подземные воды являются основным источником водоснабжения.

Эта работа является продолжением исследования качества питьевой воды в нашем селе,которая нами проводилась в 2007году.

Методика исследований.

Для проведения исследований были взяты 3 пробы снега. Первая проба- обочина автотрассы М7 «Волга», вторая- 25 м от трассы, третья- 100 м от трассы.

Отбор проб проводили, вырезая керны на всю глубину (до земли). С помощью лопаты делали разрез прямоугольного сечения на всю глубину снега, взятую пробу поместили в полиэтиленовый пакет и ведро. Оставили до полного таяния.(методика Сонина Г.В.)

Когда температура воды сравнялась с комнатной, провели анализ на следующие компоненты: рН, обнаружение катионов свинца, обнаружение сульфат-ионов, обнаружение хлорид-ионов, обнаружение нитрат-ионов, обнаружение ионов железа, обнаружение фенола, общее солесодержание. Также провели анализ физических свойств талой воды.

Для определения прозрачности проб талой воды в колбу наливали определенное количество воды и через неё просматривали печатный текст. В качестве контроля использовали дистиллированную воду.

Для определения цвета использовали фон листа белой бумаги.

Суточным отстаиванием воды определяли наличие осадка.

Для определения рН –среды использовали универсальный индикатор, цвет которого сравнивали со шкалой рН.

Методика химического анализа:

    Для обнаружения катионов свинца использовали реагент-хромат калия K 2 CrO 4 . В пробирку приливали 10 мл пробы воды, прибавили 1мл раствора хромата калия. Если выпадает жёлтый осадок, то содержание катионов свинца более 100мг\л: Pb 2+ + CrO 4 2- = PbCrO 4 , если наблюдают помутнение раствора, то концентрация катионов свинца более 20мг\л, а при опалесценции-0,1мг\л (рассеивание света частицами коллоидной системы).

    Для обнаружения хлорид-ионов используют раствор нитрата серебра AgNO 3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO 3 . В пробирку приливали 10 мл пробы воды,добавляли 3-4 капли раствора азотной кислоты и приливали 0,5 мл раствора нитрата серебра. Если концентрация хлорид-ионов более100мг\л, то выпадает белый осадок: Cl - + Ag + = AgCl , если концентрация хлорид-ионов более10 мг\л, то наблюдается помутнение. При концентрации более 1 мг\л наблюдается опалесценция.

    Для обнаружения сульфат-ионов использовали реагент-хлорид бария. К 10 мл пробы воды прибавляли 2-3 капли соляной кислоты и приливали 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг\л выпадает осадок (белый) : SO 4 2- + Ba 2+ = BaSO 4 если концентрация сульфат-ионов более 1мг\л- наблюдается опалесценция.

    Для обнаружения ионов Fe 3+ использовали раствор роданида калия KSCN . К 10мл пробы воды добавляли раствор KSCN . При наличии ионов железа раствор меняет цвет на красный.

    Для обнаружения фенола использовали реактив FeCl 3 . При наличии фенола изменяется окраска раствора из желтой в фиолетовую.

    Для определения содержания растворённых солей проводили выпаривание одинакового количества воды каждой пробы, сравнивали с контролем- дистиллированной водой, которая не содержит солей.

Результаты исследовательской работы.

Исследования проводились в январе 2010 года. Было взято три пробы снега (14.01.2010г.). Анализ физических свойств талой воды.

Таблица №1. Физические показатели исследованных проб снега.

пробы

Прозрачность

Цвет

Наличие осадка

pH

Дистиллированная вода(контроль)

Идеально прозрачная

Бесцветная

Без осадка

проба №1 (обочина дороги)

мутная

серый

Много механических осадков

Проба №2 (25м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Травинки, песок

Проба №3 (100м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Песок

Таблица №2. Результаты исследования химического состава проб снега.

пробы

Pb 2+

Fe 3+

Cl -

SO 4 2-

NO 3 -

фенол

контроль (дистиллированная вода)

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

нет

Проба №1 (обочина)

опалесценция

нет

Более 100мг/л (белый осадок)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №2 (25м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №3 (100м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

нет

нет

нет

    Ионы Pb 2+ обнаружены в пробе №1 в очень малой концентрации.

    Ионы Fe 3+ не обнаружены ни в одной из проб.

    Ионы Cl - обнаружены довольно в большой концентрации в пробе №1, в пробах №2,№3 в малых концентрациях.

    Ионы SO 4 2- обнаружены в незначительных концентрациях в пробах №1,№2. В пробе №3 не обнаружены.

    Ионы NO 3 - не обнаружены не в одной из проб.

    Фенол не обнаружен не в одной из проб.

    Во всех пробах после выпаривания на стенках чашек остался белый налёт, что свидетельствует о наличии растворённых солей в пробах снега.

Выводы.

    Анализ физических свойств талой воды показал, что наиболее близка к контролю- дистиллированной воде проба №3; во всех пробах присутствует механический осадок, особенно велик в пробе №1.

    Показатель pH ближе к норме (рН= 5,6) в пробе №3.

    Химические исследования состава проб воды показали высокую степень загрязнения ионами Cl - .

Степень загрязненности проб снега можно объяснить разной удаленностью точек взятия проб снега от источника загрязнения (М7 «Волга»).

Список использованной литературы.

    Ахметзянов А.А. География Пестречинского района. ТГГПУ, Казань, 2008г.

    Сторчевус В.К. Экология и автомобилизация.-Киев:1990

    Алексеев С.В., Беккер А.М. «Изучаем экологию-экспериментально» . Школьный практикум по экологии Пасечника В.В.

    ГОСТ 1232-98 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.

Приложение 2

8 января 2010 года. Пестречинская СОШ. Экологическая конференция

«Зелёная планета».

Кулаевская СОШ приняла активное участие в работе экологической конференции.

На суд компетентного жюри было представлено веступление агитбригады

«Природа в опасности», экспонаты экологической выставки и исследовательский проект «Экология жилища».

В оформлении экологической выставки приняли участие учащиеся 1-11 кл.

На ней были представлены поделки из природного материала, вышивка, рисунки,фотоальбом, альбомы со стихами и экологическими сказками сочиненными нашими учениками, работы по дереву.

Наша школа заняла 3 место и получила грамоту от Пестречинского РОО.

Привлечь внимание окружающих к проблемам охраны окружающей среды, призыву к бережному отношению к природе, формированию экологической культуры личности было посвящено выступление агитбригады «Природа в опасности».

Во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу планету. Природа -наше богатство; сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и наш долг!

Ученица 9 кл. Шакирова Галина представила исследовательский проект «Экология жилища» и заняла 3 место. В своём исследовании она определила все компоненты современного жилища, которые оказывают негативное воздействие на наше здоровье. Это и стены из бетона, и напольные покрытия, и СМС, и электробытовые приборы и многое другое.

МОУ Кулаевская СОШ Пестречинского муниципального района РТ

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.

«Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище»

учителя начальных классов: МОУ лицея № 9:

Светличная Н.Л., Алексина О.П., Вереина А.Н., обучающиеся 1- «В», 1- «Е»,

    «Ж» классов, родители обучающихся.

Волгоград, 2015

Информационная карта проекта.

    Полное название проекта: «Комнатные растения – наши помощники. Улучшение экологической среды в школе».

г. Волгоград.

    Вид, тип проекта: долгосрочный .

    Цель, направление деятельности проекта: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о комнатных растениях, понимания полезности комнатных растений для окружающей среды, пробудить интерес к экологическим проблемам и способствовать формированию у детей ответственного отношения к окружающему миру в целом.

    Сроки проведения: 02.10.2014г. по 10.04.2015г.

    Место проведения: МОУ лицей № 9.

    Форма проведения: внеурочная (классные часы, акции, исследования, выпуск стенгазет, мини- проекты, выступления агит – бригад и т.д.)

    Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит в дальнейшем:

    создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

    достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;

    активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного и бережного отношения к природе в целом.

Пояснительная записка.

Актуальность: одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой мы учимся овладевать умениями и навыками правильного поведения в природе, учимся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы, помещений; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке влияния комнатных растений на атмосферу в помещении корпуса начальной школы и кабинетов. Где обучаются первые классы. Мало кто задумывается о том, что растения очищают воздух в наших жилищах. В настоящее время обнаружено около 100 весьма ядовитых неорганических и органических соединений, которые пришли в наш дом вместе со стиральными порошками, моющимися обоями, бытовой химией и т.п. Как это ни грустно, почти за 80% химических веществ, обнаруженных в воздухе помещений, «ответственны» строительные и отделочные материалы, пластиковая мебель, краски, растворители и другие «блага цивилизации».

Известно, что воздух внутри помещений загрязнен сильнее наружного в 1,5-4 раза. Поэтому важно чаще проветривать помещение. Но это не единственный выход. Следует обратиться к «зеленым докторам» и запомнить их «в лицо». Они непременно помогут.

А детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

    познакомить с многообразием комнатных растений;

    научить правильно ухаживать за комнатными растениями;

    способствовать формированию начальных предпосылок поисковой деятельности;

    создавать условия для поисковой деятельности детей;

    воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, как к источнику улучшения экологии во внешней среде;

    привлекать родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;

    пополнить состав комнатных растений лицея.

    Осуществить контроль над реализацией данного проекта.

    Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы:

анкетирование, наблюдение, экспериментирование, мини-проекты, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы:

индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах о пользе комнатных растений, правил ухода. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдений и уход за комнатными растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает во внеурочное время и на уроках окружающего мира. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий:

практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о комнатных растениях. Сбор информации об имеющихся растениях в лицее: история возникновения цветов, правильного ухода за растениями, пользе для окружающей среды и жизнедеятельности человека. Понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к комнатным растениям.

3 этап – обобщающий:

подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Конечный продукт.

1.Информационные буклеты о комнатных растениях лицея.

2. Книга «Паспорт комнатных растений МОУ лицея № 9».

3. Обучающийся, который будет знать:

    особенности комнатных растений, их пользы;

    значение комнатных растений для человека;

    полезные и опасные комнатные растения;

    о многообразии комнатных растений; о неразрывной связи человека и природы;

    первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в окружающей среде;

    позитивное и негативное влияние деятельности человека на условия его жизни.

уметь:

    выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;

    заботиться об оздоровлении окружающей среды в помещениях, об улучшении экологической обстановки в классе;

    оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

    применять теоретические знания при общении с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

    исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

    выполнять задания творческого характера;

    ставить простейшие опыты;

    выражать свое отношение к природе и людям в игре и в практической деятельности в виде рисунков, сказок, сочинений, поделок.

План реализации проекта.

    этап. Подготовительный.

1.Определение круга проблем

Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию и образованию младших школьников, необходимо было определить круг проблем, связанных с уровнем сформированности экологической культуры знаний о комнатных растениях, которые нас окружают. Для этого провели анкетирование с учащимися начальных классов, родителями и учителями.

Анкета для учителей.

1. Знаете ли Вы названия комнатных растений своего кабинета?

    1. Нет

      Не все названия

    1. Нет

      Некоторые правила

    1. Нет

      Некоторые свойства

Анкета для учащихся.

    Знаешь ли ты названия комнатных растений своего кабинета?

    1. Нет

      Не все названия

    Знаешь ли ты правила ухода за этими растениями?

    1. Нет

      Некоторые правила

3. Знаешь ли ты о полезных свойствах этих растений?

    1. Нет

      Некоторые свойства

Анкета для родителей.

    Знаете ли Вы названия комнатных растений в кабинете, где учится Ваш ребенок?

    1. Нет

      Не все названия

    Знаете ли Вы правила ухода за этими растениями?

    1. Нет

      Некоторые правила

    Знаете ли Вы о полезных свойствах этих растений?

    1. Нет

      Некоторые свойства

По результатам тестирования был подведен итог и отражен в гистограмме:

Приведенные данные свидетельствуют, что учащиеся, родители и учителя недостаточно знают, какие комнатные растения выращивают, какую конкретную пользу приносят те или иные цветы, историю происхождения цветов, и правила ухода за тем или иным комнатным растением. Недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу. Не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. В целом, сложилась следующая картина: дети владеют недостаточными знаниями об окружающей среде, об экологии в целом. Данные, полученные в ходе анкетирования учащихся, родителей и работников школы, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников.

2 этап. Формирующий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ.

Форма

проведения

Ответственные

За проведение

Сроки проведения

Анкетирование

обучающихся выборочно 1,2,3,4 классов.

массовая

октябрь

Анкетирование родителей обучающихся

(выборочно)

1,2,3,4 классов.

Выяснение степени ознакомления об уходе и пользе комнатных растений.

массовая

Вереина А. Н., Алексина О.П., Светличная Н. Л.

октябрь

Анкетирование учителей начальной школы.

Выяснение степени ознакомления об уходе и пользе комнатных растений.

массовая

Вереина А. Н., Алексина О.П., Светличная Н. Л.

ноябрь

Классный час «А знаешь ли ты чем мы дышим в помещениях?»

Формирование мотивации обучающихся к экологическим проблемам окружающей среде и заботе о своем здоровье.

групповая

декабрь

Классный час «Комнатные растения – наши помощники».

Формирование у обучающихся понимания сущности взаимоотноше

групповая

Алексина О.П., Вереина А. Н., Светличная Н. Л.

январь

Выполнение обучающимися мини-проектов и иследователь

ских работ, на тему: «Комнатные растения – наши помощники», «Польза комнатных растений»,

« Уход за комнатными растениями», « Осторожно! Опасные комнатные растения».

индивидуаль

ная

Родители, обучающиеся.

январь

Выпуск, распростране

ние буклетов

«Зеленая аптека комнатных растений».

ния живых организмов с окружающей средой, ответственного отношения к комнатным растениям.

массовая

февраль

Паспортизация растений в классных комнатах и коридорах лицея.

Формирование у обучающихся понимания сущности взаимоотноше

ния живых организмов с окружающей средой, ответственного отношения к комнатным растениям.

групповая

Родители, обучающиеся, учителя начальных классов.

февраль

Подготовка и выпуск рукописной книги «Паспорт комнатных растений МОУ лицея№9, начального корпуса».

Формирование у обучающихся понимания сущности взаимоотноше

ния живых организмов с окружающей средой, ответственного отношения к комнатным растениям.

групповая

Родители, обучающиеся, учителя начальных классов.

март

10.

Встреча

с интересными людьми

«Профессия– цветовод»,

Формирование у обучающихся понимания сущности взаимоотноше

ния живых организмов с окружающей средой, ответственного отношения к комнатным растениям.

групповая

Вереина А. Н.

Родители.

март

11.

Проведение конкурса «Лучший зеленый уголок в классе».

Формирование у обучающихся понимания сущности взаимоотноше

ния живых организмов с окружающей средой, ответственного отношения к комнатным растениям.

массовая

Родители, учителя начальных классов, обучающиеся.

апрель

12.

Выпуск стенгазеты

«Комнатные растения – наши помощники».

Формирование у обучающихся понимания сущности взаимоотноше

ния живых организмов с окружающей средой, ответственного отношения к комнатным растениям.

групповая

Родители, учителя начальных классов, обучающиеся

апрель

13.

Проведение конференции

«Итоги реализации проекта», с привлечением родителей.

массовая

Алексина О.П., Вереина А. Н., Светличная Н. Л

апрель

3 этап. Заключительный.

Отчет о проделанной работе представлен в фотоотчете.

Акция «Распознай цветы рядом с собой»

Знакомство с профессией «цветовод».

Уход за растениями в холле лицея.

Сбор информации, обобщение сведений о комнатных растениях.

Уход за комнатными растениями в классе.

Классный час «Комнатные цветы – наши помощники».

Паспортизация растений.


Индивидуальные мини – проекты.

Буклеты «Зеленая аптека комнатных растений».

Классный час «А знаете ли вы, чем мы дышим?»

Книга «Паспорт растений МОУ лицея № 9».

Итоги реализации проекта:

В рамках данного проекта были проведены все запланированные мероприятия. средой Проект позволил создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности в области экологии, активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе, достичь высоких результатов при участии детей и педагогов в различных мероприятиях и конкурсах экологической направленности, что позволило каждому пополнить свой портфель достижений. Из всего вышеизложенного, мы можем сделать следующий вывод: цели, поставленные в нашей работе, достигнуты, задачи – решены. Дети познакомились с разновидностями комнатных растений, их особенностями; узнали правила ухода за ними, выяснили влияние комнатных растений на состояние воздуха в помещении. Теперь они смогут легко ухаживать за некоторыми видами комнатных растений. А значит, это будет способствовать созданию уютной, благоприятной обстановки в классных кабинетах и в лицее т.е. экологической комфортности.

Список литературы:

1. Айкина Г.А.

3. Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа. –2005.–№ 4.–С.54–56.

4. Артемихина Т.В. Тема урока: "Экологическая безопасность":3 класс//Мастер-класс. –2006. –№ 2. –С.26–30. – (Приложение к журналу "Методист").

5. Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа. –2004

7. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа. –2003. –№ 5. –С.64–75. –Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.).

8. Буренина Т.П. Реализация личностно-ориентированного образования в формировании экологической культуры младших школьников//Наука и школа. –2006.–№ 3. С.8–11.

9. Бурова Л.И.

10. Веселова Т.М.

11. Гринева Е.А . Подбор измерений для диагностирования экологической воспитанности младшего школьника//Педагогическая мастерская. –2009. – № 3. –С.2–5. – Требования к тестовым заданиям.

12. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа. –2003

13. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие. – М.: АРКТИ,2006. –88 с.– (Развитие и воспитание).

14. Миронов А.В

15. Маркин В. А . Я познаю мир. - М: 2000

16. Степановских А.С

17 . Суравегина И.Т ., Сенкевич В.М

Список литературы

1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа. –2008.– № 8.–С.54–57.

3. Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа.–2005.–№ 4.–С.54–56.

4. Артемихина Т.В. Тема урока: "Экологическая безопасность":3 класс//Мастер-класс.–2006.–№ 2.–С.26–30.–(Приложение к журналу "Методист").

5. Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа.–2004

7. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.–Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.).

8. Буренина Т.П. Реализация личностно-ориентированного образования в формировании экологической культуры младших школьников//Наука и школа.–2006.–№ 3. С.8–11.

9. Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В.Сорокина. – Вологда, 2004. –72 с.–(ВИРО).

10. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала: [опыт учителя нач. кл. СШ №3 г.Костерово]//Начальная школа. –2003.– № 2.–С.110–113.

11. Гринева Е.А . Подбор измерений для диагностирования экологической воспитанности младшего школьника//Педагогическая мастерская.–2009.– № 3.–С.2–5.– Требования к тестовым заданиям.

12. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа.–2003

13. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие.– М.:АРКТИ,2006.–88 с.– (Развитие и воспитание).

14. Миронов А.В . Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

15. Маркин В. А . Я познаю мир. - М: 2000

16. Степановских А.С .Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

17 . Суравегина И.Т ., Сенкевич В.М . Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

Исследовательский проект по экологии для школьников.

Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу, направленную на выяснение качества питьевой воды из разных источников в черте города: скважины, родника и водопровода.

Цель: Изучение качества питьевой воды в городе Котовск Тамбовской области.
Задачи:
1.Освоить методику определения качества питьевой воды.
2.Провести сравнительный анализ воды из разных источников: скважины, родника и водопровода
3.Провести опрос среди жителей города об источниках воды, которую они употребляют.
Гипотеза: Вся вода, которую мы пьем, пригодна для питья.

Объект исследования: Вода из скважины, родника и водопроводная вода.
Предмет исследования: Качество воды.
В ходе выполнения исследовательской работы прошли следующие этапы :
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Выбор темы работы, постановка цели и задач.
3. Отбор воды на анализ.
4. Проведение сравнительного анализа и очистки воды.
5. Систематизация результатов.
6. Оформление работы.
Для выполнения данного исследования мы использовали следующие методы: изучение научно-популярной литературы и интернет - ресурсов по данной тематике, обобщение и систематизация сведений о воде, взятие проб, анализ и очистка воды, анализ проделанной работы, формулирование выводов.

Опытно - экспериментальная часть.
Анализ воды.
Проведя опрос среди жителей города, мы узнали, какие источники воды они используют. Основными источниками воды для жителей города являются водопровод, родник, скважина.
Воду из этих источников мы и взяли для сравнительного анализа.

Прозрачность воды:
Устанавливают, глядя на шрифт из книги сквозь слой воды высотой 20 см, налитой в бесцветный стакан: все буквы в строчках должны хорошо читаться
Родниковая вода - шрифт из книги видно сквозь слой воды высотой в 20 см. Все буквы хорошо читаются. Отсутствуют посторонних частицы.
Водопроводная вода – высота водного столба 12 см. Присутствуют песчинки.
Вода из скважины - шрифт из книги видно сквозь слой воды высотой в 17 см. Отсутствуют посторонние частицы.

Запах:
улавливают при температуре 20 и 60 градусов
Родниковая вода - нет запаха.
Водопроводная вода – присутствует запах ржавчины.
Вода из скважины - нет запаха.
Вкус:
«дегустируется» после 5 минутного кипячения и охлаждения до 20-25 градусов. Гнилостный вкус укажет на продукты распада животных и растительных организмов, соленый – на присутствие поваренной или других щелочных солей, горький – солей магния, вяжущий – солей железа, сладковатый – гипса.
Родниковая вода – слегка сладковатый.
Водопроводная вода - вкус вяжущий, значит, в воде присутствует соль железа.
Вода из скважины - вкус слегка вяжущий, значит, в воде присутствует немного солей железа.
Посторонние частицы:
фиксируют, наливая воду в сосуд и дав осадку отстояться, затем ее фильтруют.
Родниковая вода – небольшое количество частиц песка.
Водопроводная вода - наличие частиц песка и следов ржавчины.
Вода из скважины - немного посторонних частиц (песок, глина).

Цветность:
вода, налитая в бесцветный стакан рассматривается на фоне белого листа бумаги.
Родниковая – прозрачная.
Водопроводная - мутная, рыжеватого оттенка.
Вода из скважины - прозрачная.

Проведя данный этап исследовательской работы, мы пришли к выводу, что вода из всех взятых источников, в окрестностях города Котовск, пригодна для питья, но, так как место в районе родника не имеет соответственного оборудования: навеса, отводов для воды и т.д. мы решили дополнить органолептические показатели воды из родника лабораторными исследованиями и обратились в лабораторию ТОГБОУ СПО КИТ, с целью проведения химического и бактериологического анализа воды из родника.

На данном этапе мы выдвинули гипотезу , что вода из родника, исходя из органолептических показателей, пригодна для питья.
В ходе этого этапа исследования, нами проделаны были следующие шаги:
- совершить экскурсию к роднику «Северный»;
- провести наблюдение за использованием воды из родника для питьевых целей;
- взять пробу воды на анализ для исследования (пригодна ли вода из родника для использования в питьевых целях?);
- отнести воду из родника на анализ в лабораторию ТОГБОУ СПО КИТ.
- получить анализы исследования и сравнить их с данными СанПиН 2.1.4. 1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Место нашего исследования находится в 250 метрах к западу от центральной части нашего города Котовска, в лесу, в районе кафе «Бумеранг». Оно характеризуется тем, что река Цна в этом участке имеет ширину 28 метров. Берега реки Цна песчаные, левый берег – пологий, правый- крутой. Наш родничок вытекает из правого берега. Родник имеет сток в реку Цна.
Мы выявили тот факт, что в течение 2 часов пришли 3 человека и наполнили 4 ёмкости водой.
Воду из данного источника мы предоставили в лабораторию для исследований.
Данные лабораторных исследований.

Химические исследования воды.
РН 63
Общая жесткость - 5,0 мг экв/дм
Сухой осадок – 255,0 мг/дм
Хлориды - 50,0 мг/дм
Сульфаты- 57,0 мг/дм
Железо - 0,1 мг/дм
Окисляемость - 5,3 мг/дм
Фтор - 0,55 мг/ дм
Аммиак - 0,19 мг/дм
Кальций - 37 мг/дм
Магний - 11.6 мг/дм
Нитритов - следы
Нитратов - следы
Результат анализа показал соответствие требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая» по химическим и органолептическим показателям.

Санитарно-микробиологические исследования.
ОКБ (общие колиформные бактерии) обнаружены /норма-отсутствие/
ОМЧ (общее микробное число) – 7 КОЕ
/норма – до 50 КОЕ/
ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии) обнаружены /норма-отсутствие

Исходя из данных исследования, сделали вывод:
бактериологическое исследование воды показало несоответствие требованиям СанПиН 2.1.4. 1175-02 «вода питьевая», т.к. нет санитарно - защитной зоны, родник находится в непосредственной близости с рекой (родниковая вода смешивается с речной), родник должен иметь сруб.
Наша гипотеза не подтвердилась, вода из данного источника не пригодна для питья.
Заключение.
Выполненная исследовательская работа показывает, что не вся вода, взятая из источников в окрестностях города Котовск, пригодна для питья. Более чистой, содержащей меньше всего примесей и посторонних частиц, является вода из скважины. Водопроводная вода содержит примеси солей железа, причем в достаточно большом количестве и соли кальция. Поэтому перед употреблением водопроводную воду рекомендуется очистить. Вода из родника не соответствует нормам питьевой воды.
Для определения качества питьевой воды из водопровода и скважины мы основывались только на органолептических показателях, так как эти источники соответственно оборудованы и в условиях городского водоснабжения за состоянием воды обязаны следить соответствующие коммунальные службы, и ее состав отличается достаточной стабильностью. Всё же мы планируем в дальнейшем произвести лабораторные исследования воды и из этих источников.

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Приложение 1. Проект по экологии.

Приложение 2. Презентация проекта.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

Опыт