«Homeschooling» или возможна ли школа на борту яхты?

В этом году мы испытали  домашнее образование на собственном опыте. Причин попробовать удаленное образование на своем ребенке было несколько:

1
image-1





И вот будни удаленного обучения начались для нас на территории Америки, потом плавно перетекли в уроки на корабле в открытом океане и завершились на островах со всеми остальными одноклассниками к июню месяцу.  Возможно, наш опыт и выводы, которые мы для себя сделали спустя год, будут полезны тем, кто планирует перейти на данную форму обучения.

Прежде чем задуматься о переводе ребенка на «home schooling»,  как это модно сейчас называется, нужно предельно честно ответить себе на следующие вопросы и решить такие задачи:

1.       Надо ли ЭТО именно Вашему ребенку?

Спустя год я для себя поняла, что решение перейти на домашнее обучение, должно идти, прежде всего, от интересов и способностей самого ребенка. Это краеугольный камень всего обучения. Если у ребенка есть серьезные таланты и увлечения, выходящие далеко за рамки обычной школы, но которые, по вашему мнению, развивать  может быть даже важнее, чем ходить в школу, то домашнее образование с гибким графиком – это отличный выход!

DSC_4747
image-2
Это касается серьезных занятий с прицелом на дальнейшую профессию. Например, спорт, танцы, музыкальные инструменты, наука итп. Все, что требует интенсивных ежедневных тренировок и собственного графика посещения, а также участие в соревнованиях, концертах и предполагает большую вне школьную нагрузку. Ребенок в начальной школе это больше все — таки ребенок, чем ученик. Поэтому он не может одинаково отдавать силы на 2 школы. Все равно, чем — то придется жертвовать и не успевать. Домашнее обучение в этом случае позволит распределить нагрузку и пройти школьную программу безболезненно.

Также домашнее обучение – отличное решение для тех родителей, кто часто меняет место жительства или живет на отдаленных от школы территориях, или путешествует.

 

P1040115
image-3
Но, как и у всех явлений, в домашнем обучении кроме «плюсов» есть и свое большое «НО». Если ребенок очень социальный, для него важно ежедневное общение со сверстниками. Если он гипер активен или у него нет желания добывать знания. И отсутствует ответственность за процесс обучения, и вообще сам интерес к учебе как таковой. Нет авторитета родителей в качестве учителей, то мне кажется, домашнее удаленное обучение для таких детей не лучший вариант.

Все это теория, что же получилось в итоге у нас спустя год?  По итогам обучения, где единственным учителем была мама, а одноклассников не было вообще, наш ребенок сам попросил вернуть его в школу в следующем году. Мы конечно, не будем этому препятствовать. Несмотря на то, что всю программу мы прошли и усвоили, Айгуль испытывала дефицит общения и по ее словам, школа – это не только уроки, но прежде всего это друзья. Поэтому мы решили, что для нас домашнее обучение может рассматриваться только как недолгий процесс, временный, не растянутый на весь учебный год.

2.       Готовы ли родители к самодисциплине и организации всего учебного процесса?

Это, по-моему, второй по важности момент, на который стоит ответить предельно честно. И именно от него зависит успех всего образовательного эксперимента.

уроки
image-4
По большей части, отдавая ребенка в школу,  всю ответственность за образование наших детей, мы перекладываем на учителей. Для многих родителей – это спасительное место, где его ребенком будут заниматься, развлекать, учить и воспитывать. То есть отчасти заберут часть нашей родительской ответственности за развитие ребенка на себя.

Со мной своим опытом перехода от домашнего образования к школьному, поделилась Коншина Наташа — мама двух русских дочек, выросших на яхте «Теофания» в Тихом океане: «Когда девчонки пошли в школу, для меня стал даже непривычным тот факт, что кто — то еще кроме меня будет заниматься моими детьми. Заботится о их развитии, образовании и организовывать их досуг и развлечения. Школа дала мне свободное время для себя.»

Как раз отсутствие школы всю ответственность за процесс обучения и усвоение материала перекладывает на плечи родителей, что оказалось не так уж и легко.

_MG_0162
image-5
Так как наша жизнь в путешествии четко делится на два противоположных периода: переход в море и стоянки в порту. То процесс обучения и его дисциплина напрямую зависели от периода жизни. Для меня, именно соблюдение ежедневной дисциплины в организации уроков стало проблемой. Будучи в море, даже при наличии качки, проведение  ежедневных занятий не составляло труда. Но стоило нам причалить к очередному берегу, то приходилось устраивать внеочередные каникулы.

P1040773
image-6
Так как недолгая жизнь на земле была насыщена настолько, что загружать ребенка еще и уроками не хотелось. Тем более, что мы полагаем что путешествие само по себе– это тоже один из этапов наглядно – практического обучения.  После стоянки в марине, въехать вновь в ежедневный режим тоже  получалось  не сразу. Поэтому вопрос дисциплины – это вопрос самоорганизованности родителя.  Мы к концу года обе устали от уроков и с нетерпением ждали их окончания.

На многих яхтах с детьми, утро – святое время, когда семью никто не беспокоит. Утро – это время уроков, когда все маленькие  жители кораблей грызут гранит науки. Во Франции удаленное образование привычно и поддерживается  на уровне государства. Поэтому многие путешествующие французские семьи путешествуют без отрыва от учебы даже со старшими школьниками.

Для себя мы поняли, что в домашнем обучении  с точки зрения организации самого процесса, есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

— Мы могли сами выбирать для себя время занятий. Не вставать через силу в 7 утра, а устраивать уроки тогда, когда Айгуль находилась в отличном настроении и сама хотела заниматься.

DSC_5567
image-7

— Мы сами определяли для себя объем

материала, который изучали в течение одного урока.  Он колебался от 1 страницы до нескольких тем за раз. Этот объем тоже зависел от настроя ребенка, но был изначально оговоренный минимум, который нужно было пройти обязательно.

— У дочери были любимые предметы и не очень любимые. Поэтому что-то мы прошли быстрее, ускоренным курсом и завершили еще зимой (например, окружающий мир и литературное чтение), а что- то тянули до конца года.

— Мы сами выбирали себе расписание и состав уроков.  В обязательном порядке занимались чистописанием, а позже русским языком и математикой. Остальные делали по настроению.

_MG_0065
image-8
— Количество часов в день на занятия было небольшим, в отличие от посещения школы( с 8:30 до 12:00= 4 часа+1 час на выполнение домашнего задания по всем предметам). Мы тратили от 40 минут до 2 часов в день в зависимости от объема изучаемого материала. При этом чтением, рисованием, лепкой, бумажным конструированием(трудом), музыкой Айгуля занималась все свое свободное время. Занималась бисером (всей команде и новым друзьям делала именные браслеты), изготавливала много аппликаций, открыток, работала с бумагой, клеем и ножницами, создавала свои собственные книги, пыталась сочинять свои истории, лепила из пластилина героев и устраивала театр. Каждый вечер у нас были музыкальные уроки: мы все пели под гитару и разучивали новые песни. У Айгуль появилось желание учится игре на гитаре и флейте.

P1030235
image-9
— Творческие проекты по программе мы делали  с желанием, не привязываясь к определенным срокам.

— Обучение у нас было безоценочное, то есть оценки за работу я не ставила. После каждой самостоятельной работы или диктанта мы проводили работу над ошибками и разбирали, почему и что было сделано не правильно. Не знаю, насколько важно будет для нее появление отметок  в школе. Так как я старалась донести, что сами по себе оценки не имеют значения, важны полученные знания. Но любая школа базируется именно на успеваемости и культивирует привязки к оценкам.

 

Минусы(которые больше носят эмоциональный характер):

— Ребенку было сложно воспринимать маму как учителя. Все- таки с чужим человеком вопрос дисциплины на занятии решается проще. Многие вещи связанные с концентрацией внимания с учителем проходят лучше.

DSC01193
image-10
— Поэтому когда желания заниматься не было, приходилось давить и заставлять, что мне лично противоречит как родителю.

— Мало общения со сверстниками, чего Айгуль не хватало. Отсутствие опыта работы в группе.

— не сформировались правила  поведения на уроке, как поднимать руку, как отвечать у доски, как правильно оформлять задания и классную и домашнюю работу. Просто не было в этом необходимости и мы этим не занимались. Это же касается отсутствие опыта выступления перед большой аудиторией  (чтение стихов, защита проектов).

_MG_0019
image-11
— эмоциональная усталость: ребенок и мама – учитель постоянно находятся вместе и во время занятий и вне школьных уроков. Сократилось время на совместные игры, занятия не относящиеся к школе, так как и так много времени проводили вместе.

В общем, я считаю, что домашнее образование – выбор незанятых, очень ответственных и организованных родителей.  Выбор тех, кто готов тратить много времени на организацию самих занятий, на развитие ребенка, читать материалы, методички, вникать в процесс обучения. Гораздо легче отдать ребенка в хорошую школу в руки опытного учителя и быть соучастниками процесса.

 

 

3. Найти школу и учителя, готовых поддержать домашнее обучение.

Школа в Бурятии
image-12
Нам в этом плане очень повезло. Директор моей родной школы в поселке Новокижингинск Матвеев Григорий Елизарович оказал нам всевозможную поддержку и согласился принять участие в таком образовательном эксперименте. Айгулин первый учитель – Кузнецова Елена Владимировна тоже поддержала и согласилась на этот новый для всех опыт обучения.

Формально на протяжении всего учебного года Айгуль была зачислена в класс, но физически посещала занятия только первой четверти.  По окончании учебного года и нашего возвращения в Россию Айгуль прошла собеседование для перехода во второй класс. Нас перевели! И теперь дочь без отрыва от производства постигает науку как все за обычной партой!

 

4.                  Выбрать программу обучения.

Сегодня важно также по какой программе обучается ребенок. Современная система образования позволяет в разных школах и в разных классах обучать детей по разным программам на усмотрение учителя. Я очень хотела, чтобы программа обучения в начальной школе не была для нее сравнима с первым курсом института, отбив своим объемом все желание получать знания. Честно говоря, я хотела простой, не перегруженной премудростями программы, поэтому «Наша школа» нам вполне подошла. 

Итак, наши успехи и ошибки по итогам 1 класса на домашнем обучении:

Достижения:

Безымянный
image-13
1. К концу года Айгуль стала аккуратнее и красивее писать. Объем написанного за один раз текста увеличился с нескольких строк в начале года до полной  страницы  тетради в конце года. И ранее нелюбимый предмет «чистописание» перешел в разряд «любимых», поменявшись местами с математикой. Стала с желанием писать настоящие письма бабушке и подругам.

 

2. Увеличился объем прочитанных книг в разы! За 7 месяцев Айгуля самостоятельно прочитала 6 книг(каждая объемом около 300 страниц), причем три из них перечитала по 2 раза( за неимением на борту другой русскоязычной детской литературы). Она стала много читать и получать от этого удовольствие. Может по нескольку часов проводить  время с книгой и с удовольствием читает книги младшему брату.  Многие стихи из учебника по литературному чтению они с Дамиром выучили самостоятельно, даже когда я этого не просила. Скорость чтения слов в минуту к концу года составила 112 слов.

P1030806
image-14
3. Стала намного лучше и интереснее рисовать, причем разными материалами: карандашами, красками, фломайстерами. Появились пейзажи и постановочные натюрморты, которые она ставит себе сама. Стала более творчески подходить к решению задач. Научилась сама не только придумывать, но и изготавливать себе игры: настольные игры- ходилки с клеточками(поле, фишки, правила), пластилиновый пальчиковый театр(героев, сценарий для спектакля, декорации), книги по любимым мультикам с иллюстрациями и текстами, бумажный настольный театр с куклами, домами и комнатами.

4. Преодолела страх и барьер общения с чужими детьми. Стала намного легче знакомиться и не боятся подходить первой, даже если дети говорили на другом языке. Язык перестал быть барьером для общения.

DSC01126
image-15
5. Появился активный интерес и желание обучаться игре на музыкальных инструментах. Брала уроки игры на блок-флейте и начала учиться играть на гитаре.

6. Стала больше интересоваться окружающим миром, задавать много вопросов: откуда произошел человек, что такое планета и космос, историей древних людей, стран, континентов. Смотрит развивающие познавательные фильмы.

P1040824
image-16
6. Стала намного лучше плавать и нырять. Перестала бояться открытой воды, научилась нырять с трубкой и маской.

7. Стала намного самостоятельнее, научилась себя занимать сама.

Но у нас конечно не все было гладко. И что – то мы не успели, так что есть над чем работать.

Промахи:

  1. Трудности с математикой. Перестала любить ей заниматься. Не любит оформлять задания. Решает хорошо,  а само решение записывать не хочет. Мало аккуратности. Не любит построение, работать с карандашом и линейкой. Но еще есть время, мы постараемся научится.
  2. Не хватило времени и усидчивости на изучение языков: английского и испанского.  Только в рамках бытовых слов. Учебники так и не открыли.
  3. Не удалось походить в иностранную школу хотя бы месяц, чтобы учить язык методом погружения.
  4. Мало писали диктантов, возможно, могут быть сложности с писанием под диктовку. Но еще есть время, мы постараемся наверстать.
  5. По почерку: некоторые буквы стала писать на свой собственный манер.
  6. Трудности с концентрацией внимания. Часто отвлекается, приходится возвращать внимание к предмету.

_MG_0219
image-17
На мой взгляд, в целом эксперимент с домашним обучением был полезен и нам и ребенку. Он дал нам опыт, показал наши возможности, вскрыл трудности, с которыми в дальнейшем будет справиться легче. Теперь мы не на словах знаем, что такое организовать школу дома своими силами. Хорошо, что проба пера состоялась именно в начальной школе, когда число школьных предметов не так велико.

Однако, мы решили что, и для Айгуль и для меня,  домашнее обучение все- таки вынужденная мера в сложившихся обстоятельствах, а не постоянная форму образования. Она дает много свободы для организации занятий самому ребенку, но требует много сил на самодисциплину и контроль для меня лично. Поэтому мы рады, что наш удаленный учебный год подошел к концу.

 

Я не фанатик образования, и не считаю нужным требовать от дочери пятерок, медалей и красные дипломы. Я уверена, что если созданы все условия для развития, ребенок ходит в нормальную школу, его окружают его сверстники, то он сам найдет и выберет свою дорогу в жизни.

Комментарии: 2

  1. Ваша дочь столько получила в этой поездке развития и опыта, что не сравнится с любым взрослым человеком, так . что минусы не считаются. Это все наверстается, а кругосветка это впечатление на всю жизнь,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Current ye@r *